
Сентябрь. Школьная жизнь набирает обороты. Для многих детей это позитивное время: если и не по поводу академических свершений, то из-за общения, новых друзей, совместных проектов, самовыражения. Ложкой дегтя выступает тема буллинга, сравнительно не так давно заявившая о себе. Попробуем разобрать ее в ближайших постах.
Буллинг – аналог английского слова «травля». Итак, нам прежде всего нужно принять, что не всякая детская проблемная ситуация является травлей. Дети могут просто бороться за лидерство, отстаивать свою позицию, вступаться за друга, и прочее. Проблемная ситуация: - Да. Травля? – Нет. Для буллинга характерна многократность или систематичность давления, унижения, демонстративного отвержения, а также характер выраженного тотального противостояния без хотя бы единичной поддержки в классе.
Также нужно помнить, что непопулярность не равно травля. Есть дети с более выраженными социальными склонностями, есть тихони. Если Вашего ребенка «не замечают», если с ним не дружат, но при этом не причиняют психологического или физического вреда – надо с этим разбираться отдельно, внутри семьи, возможно с привлечением детского психолога, но не клеймить это буллингом и не искать виноватых вовне.
Давайте проясним какие же бывают виды буллинга.
〰Изоляция: Человека намеренно и «подчеркнуто» исключают из общих занятий, он оказывается в одиночестве
〰Вербальные издевательства: Обидные слова, насмешки, словесные угрозы в сторону ребенка
〰Бодишейминг: Обидные высказывания относительно внешнего вида, размеров или формы тела человека.
〰Физические издевательства: Применение грубой силы, гадкие или грубые жесты.
〰Сексуальные издевательства Шутки, жесты или комментарии на тему секса, распространение сплетен.
〰Кибербуллинг: Запугивание или троллинг в интернете, через СМС или чаты.
Опять же подчеркну, чтобы эти проявления назвать именно Буллингом – они должны носить массовый и регулярный характер. В противном случае это конфликт с конкретным обидчиком, который разбирается с его родителями, иногда с привлечением представителей школы.
Однако бывает, что весь класс становится невольным участником буллинга, не будучи его инициатором или активным участником. Это форма «присоединения», принятие слепой позиции «Я ни при чем» . Дети видят, что над кем-то издеваются, и не сообщают об этом ни сразу, ни потом.
Согласно проведенным исследованиям последствия школьного буллинга перевешивают психологические последствия семейного насилия (если оно происходило при поддержке социума). Отсюда и тревожные расстройства, и социофобия, я уже не говорю о сниженной самооценке и возможных психосоматических проблемах.
Мы все социальные существа. Если нас отвергает группа – мы испытываем витальный ужас, нас лишают потребности в принадлежности. Потому и частота суицидальных мыслей и попыток в 5 раз выше, чему обычных школьников.
|