
Необходимо отметить, что изучение ресурсов в науке сначала было инициировано в рамках экономической теории и теории информационных систем, и только в последние два десятилетия ресурсный подход начинает активно разрабатываться в русле психологии. Но прежде чем перейти к психологическому изучению категории «ресурсы», для начала разберемся с терминологической стороной вопроса.
В «Толковом словаре русского языка» под понятием «ресурс» указано: «Запасы, источники чего-нибудь; средство, к которому обращаются в необходимом случае» [Ожегов, 2002]. То есть, ресурсами называются такие составляющие, к которым обращаются и которые используют в случае необходимости в определенных ситуациях.
Интересный подход к определению ресурсов можно обнаружить в педагогической науке. Выделяются следующие виды: «личные (жизненный опыт, сформированность профессионально и социально значимых качеств личности, уровень личностной компетентности, профессиональные ожидания, профессиональная направленность); институциональные ресурсы (реализуемая программа вуза, особенности квалификации и профессионального мастерства педагогов, наличие инновационной деятельности, стиль управления коллективом и т.д.); ресурсы среды (образовательная среда, установление партнерских отношений с иными образовательными, социальными и культурными учреждениями)» [Тимонин, 2008]. Как пишет Я. В. Малыхина, личный ресурс — это комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов [Малыхина, 2004]. Отлаженная работа данного комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека и, в соответствии с направленностью личности, создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации.
Если говорить о психологическом подходе к категории «ресурс», то одним из первых, кто обратил внимание на актуальность данного вопроса, был Б. Г. Ананьев. Автор говорил, что использование такого подхода предоставит возможность создать «общую модель резервов и ресурсов личности, которые проявляют себя в самых различных направлениях в зависимости от реального процесса взаимодействия человека с жизненными условиями внешнего мира и от структуры личности самого человека» [Ананьев, 1968].
На сегодняшний день, категория «ресурс» и ресурсный подход в психологии является одним из универсальных и используется в различных отраслях психологической науки: общей психологии, психологии личности, акмеологии, социальной психологии, психологии стресса, психологии интеллекта, психологии труда.
С психологической точки зрения, категория «ресурс» рассматривается как фактор преодоления кризисных событий, вызываемых различными обстоятельствами внешней среды. Использование ресурсного подхода в психологии позволяет установить акценты в область позитивного, творческого, конструктивного поля деятельности человека. Самостоятельное использование психологических ресурсов дает возможность человеку без внешних источников реализовывать свой потенциал, а также справляться с негативными тенденциями.
В наиболее общем виде к ресурсам в психологии можно отнести все то, что позволяет человеку решать различные жизненные задачи. Это может быть способность к адаптации, умение саморегуляции поведения, ярко выраженная потребность в самореализации.
Отдельного внимания заслуживает статус категории «ресурс» в современной психологии. Здесь существует три точки зрения [Бодров, 2000]. Первая позиция говорит о том, что под ресурсами рассматриваются определенные материальные, физические или химические явления в организме человека. Вторая позиция показывает, что ресурс может быть представлен как теоретическое понятие, которое содержит в себе сведения о механизмах переработки человеком информации. Третья позиция раскрывает ресурс как переменную, которая направлена на обеспечение устойчивого уровня выполнения задачи в течение определенного промежутка времени.
Рассматривая категорию «ресурс», стоит обратить внимание на слова-синонимы, которые могут использоваться. В психологии синонимами ресурсам могут выступать «свойство», «фактор», «способность», «мощность». Наиболее распространенным синонимом категории «ресурс» является понятие «свойство».
Понимание ресурса как «фактора» получило наибольшее распространение в акмеологии. Здесь ресурс рассматривается как фактор защиты, который использует человек для противостояния различным жизненным рискам. Так, ресурсы понимаются чрезвычайно широко как внутренние и внешние факторы, которые минимизируют, или вовсе исключают воздействие негативных факторов, снижают влияние стрессогенного события, помогают справляться с угрожающими обстоятельствами, облегчают адаптацию и повышают стрессоустойчивость человека. В этом случае, использование ресурсов позволяет повысить возможности адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды.
Если ресурс рассматривается как мощность, то акцентируется внимание на интеллектуальных способностях человека. То есть ресурсная мощность человека может быт прямопропорциональна уровню его интеллектуального развития. В такой трактовке понятие «ресурс» близко к понятию адаптационного потенциала, как его понимает А. Г. Маклаков [Маклаков, 2001], который говорит о качестве адаптации, диапазоне адаптационных и регулятивных возможностей человека.
Использование способности как синонима ресурса применяется в рамках поведенческого подхода. Так, Е. А. Сергиенко [Сергиенко, 2009] указывает, что в данном случае ресурсы могут быть когнитивными, эмоциональными, волевыми. Рассматривая их в контексте познавательных, эмоциональных и волевых способностей человека. При этом, специфика указываемых способностей обладает таким характером, что высокий уровень развития одних способностей, например, когнитивных, может соответствовать среднему или низкому уровню развития других способностей — эмоциональных или волевых соответственно.
Как уже было отмечено, наиболее распространенным синонимом категории «ресурс» является понятие «свойства». Речь идет о свойства личности, которыми она обладает и может использовать для преодоления кризисных состояний, в частности выхода из экзистенциального кризиса. Фактически, исследование ресурсов личности — это исследование индивидных психологических свойств. К индивидным свойствам, в данном контексте, мы можем отнести возможности личности демонстрировать высокие достижения в профессиональной деятельности, успешно справляться с требованиями, предъявляемыми окружением, и разнообразными стрессами (как повседневными, так и экстремальными), испытывать удовлетворение от собственной жизни (чувствовать себя и быть подлинным ее хозяином). Ресурсы как позитивные индивидные социально-психологические свойства личности, внутренние силы, существенно расширяют возможности человека, повышают его ценность в глазах окружающих, делают его более успешным, продуктивным, жизнестойким.
Ресурсы как значимые свойства личности по преодолению различных кризисных или стрессовых ситуаций, рассматриваются в концепции стресса Стивена Хобфолла [Практикум, 2005]. Автор отмечает, что ресурсы могут выступать в качестве значимых составляющих человека, которые могут быть использованы как средства для адаптации в сложных жизненных ситуациях. В данной концепции, ресурсами называются материальные и нематериальные объекты; внешние и внутренние интраперсональные переменные; различные психофизиологические состояния человека; волевые, эмоциональные и энергетические показатели, необходимые для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях.
Концепция С. Хобфолла основывается на том, что называется принципом сохранности ресурсов. Человек способен развивать, получать, сохранять, восстанавливать, преумножать, перераспределять свои ресурсы, ориентируясь на ценностные ориентации, которые данные ресурсы производят. Утрата ценностных ориентаций, которые являются показателем переживания кризиса, влечет за собой утрату ресурсов, и автоматически запускает в организме стрессовые реакции. Фактически, потеря ресурсов может привести к потере субъективного благополучия, возникновения негативных психосоматических реакций.
Анализируя возникновение кризисных состояний и действий по их устранению, следует обратить внимание на адаптационные свойства человека. В некоторых концепциях [Маклаков, 2001] ресурсы рассматриваются как индивидуальный адаптационный потенциал. Адаптационный потенциал — это дополнение к ресурсам человека, которое отражает как свойство личности, так и свойство организма в необходимости подстраивания под изменяющиеся условия среды. Индивидуальный адаптационный потенциал включает в себя: показатели нервно-психической устойчивости, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу (стрессоустойчивость); текущую самооценку личности, являющуюся основой саморегуляции и влияющую на степень адекватности восприятия условий деятельности; наличие социальной поддержки, определяющей чувство собственной значимости в обществе; степень конфликтности личности; навыки социального общения.
Современные психологические концепции, рассматривающие ресурсы, очень похожи в том, что касается составляющих ресурсов человека. У разных авторов могут прослеживаться сходные точки зрения по поводу того, что может относиться к ресурсам. Например, Л. В. Куликов [Куликов, 2004] к личностным ресурсам относит: активную мотивацию преодоления, отношение человека к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции; самоуважение и самооценку; ощущение собственной значимости; «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы (состояние здоровья и отношение к нему как к ценности).
В свою очередь, И. В. Дубровина [Дубровина, 2004] указывает, что к социально-психологическим ресурсам человека относятся следующие параметры: самодостаточность; интерес к жизни; свобода мысли и инициатива; увлеченность какой-либо деятельностью; активность и самостоятельность; ответственность и способность к риску; вера в себя и уважение другого; разборчивость в средствах достижения цели; способность к сильным чувствам и переживаниям; осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей; творчество в самых разных сферах жизни и деятельности.
Говоря о ресурсном потенциале, нельзя не упомянуть понятие «личностный потенциал», которое вводит Д. А. Леонтьев [Леонтьев, 2002]. Составляющие личностного потенциала обозначаются в психологии через понятия воля, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие. Наиболее точно, по мнению Д. А. Леонтьева, содержанию понятия «личностный потенциал» соответствует введенное С. Мадди понятие «жизнестойкость», которое определяется не как личностное качество, а как система установок и убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию.
Жизнестойкость рассматривается как базовая характеристика личности, являющаяся посредником между психологическим миром человека и различными воздействиями на него всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, соматических проблем, заболеваний, социальных условий.
Жизнестойкость — это интегративная характеристика личности, позволяющая человеку успешно преодолевать жизненные трудности. Жизнестойкость показывает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека. Это показатель социально-психологического здоровья человека. Жизнестойкость в данной работе рассматривается как социально-психологический ресурс преодоления экзистенциального кризиса.
В интерпретации С. Мадди [Мадии, 2005], жизнестойкость представляет собой систему из трех взаимосвязанных компонентов:
- Вовлеченность в процесс жизни — убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе — восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность).
- Контроль — уверенность человека в том, что все события в жизни находятся в поле зрения человека. Данный элемент отражает готовность человека контролировать все аспекты своей экзистенции. Уровень контроля напрямую зависит от стиля мышления.
- Принятие риска — убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие риска показывает отношение человека к принципиальной возможности изменяться.
Жизнестойкость, как психологический ресурс, можно рассматривать в качестве способности личности трансформировать неблагоприятные обстоятельства, затрудняющие процесс развития, и, тем самым, отнести к механизмам совладания (копинг-стратегии) [Александрова, 2005]. В свою очередь, совладание — это динамический процесс, протекание которого определяется не только характеристиками самой ситуации и личностными особенностями субъекта, но их взаимодействием, которое заключается в формировании комплексной когнитивной оценки, включающей в себя как интерпретацию субъектом ситуации, так и его представления о себе в ней [Белинская, 2009].
Подводя итог рассуждениям, сформулируем следующий вывод:
психологические ресурсы — это система взаимосвязанных компонентов индивидуально-средового характера, использование которых может эффективно влиять на преодоление кризисных ситуаций. Любая черта характера личности есть отражение индивидуального и социального пространства, которое наполняет человека и создает среду его существования. Вполне обоснованно рассматривать ресурсы личности в диалектическом единстве социально-психологических проявлений, поскольку характер личности, как и кризисные события, переживаемые человеком, не ограничиваются только уровнем внутреннего пространства человеческого существования, а выходят в сферу социальных связей.
|