
«Готов ли мой ребенок к школе?», «Если мой ребенок уже в 5 лет умеет и читать, и считать, можно ли его отдавать в школу?» Именно с этим запросом чаще всего обращаются родители на прием к психологу.
У каждого родителя свое мнение о том, что же такое «школьная готовность». Но многие считают, что готовность к школе – это лишь умение читать, писать и считать.
Развею миф! Умение читать и считать – это не показатель готовности малыша к школьному обучению.
Есть ТРИ показателя готовности к школе:
- физическая готовность (ее оценит Ваш участковый педиатр);
- интеллектуальная готовность (о ней Вы можете расспросить воспитателя детского сада, который посещает Ваш малыш);
- психологическая готовность (обсудить этот критерий Вы можете с детским психологом дошкольного учреждения или детской поликлиники).
Итак, давайте по порядку.
Готов ли Ваш ребенок ПСИХОЛОГИЧЕСКИ? Составляющими психологического развития является социальная готовность (ребенок должен уметь общаться и со взрослыми, и с детками; он должен понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»; он должен уметь внимательно слушать и оценивать свою работу). Также сюда относится способность к самостоятельности (умение завязать шнурки, переодеться, а самое главное, не терять свои вещи). Конечно, это очень непростые задачи для 6-7-летнего малыша, а поэтому мы, взрослые, должны помочь ему в этом. Здорово, когда ребенок посещал детский сад, он там приучался к самостоятельности. Но если по каким-то причинам ребенок был изолирован от общения, норм и правил поведения в коллективе, то большая ответственность, конечно же, возлагается на родителей.
Еще одним из критериев психологической готовности является готовность эмоционально-волевой сферы. Ребенок должен уметь делать не то, что он хочет, а то, что от него требуют, т.е. он должен уметь подчиняться общим правилам. Малыш должен уметь контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями, у него должна быть усидчивость (т.е. ребенок должен уметь в течение определенного времени внимательно слушать задание, не отвлекаясь ни на что постороннее). Развивать эмоционально-волевую сферу не просто, но возможно.
Дам несколько советов, чтобы помочь ребенку регулировать свое поведение. Самое важное: обеспечить благополучие в семье (ребенок не должен слышать никаких ссор и скандалов между взрослыми, все это формирует неврозы). Старайтесь обеспечить четкий распорядок дня. Для формирования эмоционально-волевой сферы ВАЖНЫ правильные методы воспитания. Подавления, угрозы, физические наказания так же плохо, как и излишняя опека. Все это задерживает психическое развитие ребенка. ВАЖНО! Если Вы отмечаете у ребенка трудности в данной сфере, следует как можно скорее обратиться к детскому психологу.
Мотивационная готовность. Спросите у ребенка, хочет ли он идти в школу и почему? Хорошо, если это обоснованное желание учиться. А вот ответы деток, которые были у меня консультациях («Хочу в школу, чтобы уметь быстро считать деньги в магазине», «Хочу в школу, потому что там весело», «Хочу в школу, потому мне мама купит портфель красивый» и т.д.).
Очень часто, общаясь с родителями, на первом месте у них всегда отношения «РОДИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ», т.е. каждая мама хочет, чтобы ее похвалили и где-нибудь в родительском чате обязательно о ней упомянули, как о «супер-маме», а между тем у мамы портятся отношения «родитель-ребенок», потому что постоянное желание быть лучшей порождает скандалы и ссоры в отношении с собственным ребенком. А здесь очень важно НЕ хорошо выглядеть в глазах учителя, а БЫТЬ на стороне ребенка, замечать любые его успехи.
Отдельно хочется остановиться на досуге малыша. Почему-то каждый ответственный родитель хочет, чтобы их малыш был задействован ВЕЗДЕ, чтобы он умел все, хотел все, чтобы все ему было интересно и т.д. Однако, не всегда у ребенка есть на это ресурсы. Как это распознать? Зачем ребенку свободное время и нужно ли ему просто «побездельничать»?
Обратите внимание, как утром просыпается и собирается Ваш малыш. И сравните с тем, как это делаете Вы. Все ли делаете быстро? А что делает Ваш ребенок после слов: «Вставай, мой хороший»? Встает? Быстро надевается? Или ме-е-е-дле-е-е-нно стягивает с себя одеяло, натягивает носки/колготки, потом, шатаясь, идет в ванную, включает воду, непонятно что там делает несколько минут, но точно не умывается. И только начинает ускоряться, если слышит где-то с кухни: «Ну, что, ты умылся?». И вот здесь ВАЖНО давать ему это время, чтобы он действовал в своем темпе (уж лучше разбудите его на 5-10 минут раньше). И вот каждый раз, когда решите отдать ребенка на какие-то дополнительные занятия, вспомните его утро. Если ребенок медлительный, не нужно отдавать предпочтения занятиям, которые требуют быстрой реакции ребенка. Он не сможет успевать за «этим» темпом и интерес быстро пропадет. То же самое, если ребенок все делает быстро, то не нужно отдавать его на бисероплетение, где точность и усердие стоит на первом месте.
Немножко о самооценке. Очень важно формировать адекватную самооценку ребенка: хвалите, когда получается, НО не пытайтесь все решить или сделать все за него.
Ошибки родителей: «Если будешь плохо учиться, то станешь …. непонятно кем». Для ребенка это НИ О ЧЕМ. Поверьте! Лучше делайте акцент на хорошем. Справишься – пойдем в парк на выходных. Учитесь вместе преодолевать трудности. На собственном примере показывайте, что если что-то не получается, то нужно пробовать еще и еще. Именно ЭТО научит Вашего малыша позитивно относиться к ошибкам (а не психовать, рвать листы в тетради и разбрасывать учебники).
И, конечно же, не забывайте про разумный контроль (когда заниматься, какие уроки сделать первыми – здесь нужна подсказка, а лучше всего – это заранее составленный режим).
Уважаемые РОДИТЕЛИ, Ваш позитивный настрой даст ребенку возможность без труда пройти этот новый и сложный этап в его жизни. Не забывайте повторять: «Ты молодец у нас!», «У тебя все получится!», «Я верю в тебя!», «Отдохни и попробуй еще раз!» Именно это формирует адекватную самооценку Вашему малышу.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ: если Вам кажется, что у Вашего ребенка есть трудности, то важно вовремя обратить внимание и проконсультироваться у специалистов: невролога, психолога, логопеда-дефектолога, педиатра.
Будьте здоровы и пусть Ваши дети ежедневно радуют Вас!
|