Четверг, 19.06.2025, 20:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Все о психологии и философии

Блог


15:17
Как мотивировать ребенка учиться?

С началом нового учебного года для многих остро стоит вопрос мотивации детей. Почему ребенок не хочет учиться и что с этим делать?

Начнем с того, что такое мотивация.

Мотивация – это способность удовлетворять свои потребности посредством деятельности, побуждение к деятельности, а также процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.

Мотивация зарождается только изнутри, из «Я хочу», а не из внешнего воздействия.

Как мотивировать ребенка учиться

Мотивация извне называется стимуляция. Сюда относим подкуп, материальное вознаграждение, уговоры, угрозы, наказания, всевозможные «системы мотивации детей”. Система поощрений и наказаний не ведет к длительным положительным результатам. Она может подействовать здесь и сейчас, ребенка можно заставить сделать ДЗ, уговорить, подкупить, но 11 лет школы и дальнейшую жизнь на внешней стимуляции не построить. А вот негативный эффект может оказаться весьма стойким.

Последствия стимуляции (внешней мотивации):

  • Прокрастинация,
  • Неумение действовать без внешнего руководства и стимуляции,
  • Невозможность действовать без привычного стресса,
  • Откладывание на последний момент,
  • Отсутствие удовольствия от деятельности,
  • Быстрое выгорание,
  • Отсутствие интереса к чему бы то ни было.

Мотивация появляется из неудовлетворенной потребности. То есть только тогда, когда деятельность удовлетворяет какую-то нашу внутреннюю потребность. Никаких других источников мотивации нет!

Важно понять, соответствует ли деятельность, которую взрослые ожидают от ребенка его потребностям.

У ребенка начальной школы в норме всегда есть внутренняя познавательная потребность, потребность изучать и пробовать новое. Такая потребность может не проявляться из-за того, что желание познавать к этому возрасту было уничтожено взрослыми.

Внутренняя мотивация формируется в дошкольном возрасте и это сложный этап для родителей, потому что дети в это время во все вмешиваются, портят вещи, устраивают беспорядок и изводят бесконечными вопросами. И как бы иногда не было сложно, родителям важно не подавлять исследовательскую активность ребенка или максимально социализировать ее, чтобы через несколько лет не пришлось переживать из-за того, что ребенка ничего не интересует. Ребенок начинает бояться пробовать что-то делать, если его ругают за изучение окружающего мира и интерес. Важно не смешивать ощущение радости от какой-то деятельности у ребенка и ощущение страха и растерянности от того, что родители ругают за что-то разбитое, сломанное, разрисованное. Можно делать все, кроме того, что нельзя и опасно.

Восстанавливать мотивацию очень сложно, поэтому крайне важно не допускать ошибок в период ее формирования.

Что может убивать мотивацию:

  • Дешевый дофамин – сладости, фаст-фуд, гаджеты, избыток игрушек и развлечений снижают чувствительность рецепторов дофамина. Дофамин – нейромедиатор мотивации. Он создает сильное приятное ощущение предвкушения результата. Избыток дешевого дофамина ведет к тому, что человеку больше ничего не интересно, кроме привычных источников, где удовольствие получается без прикладывания усилий.
  • Недостаток безусловной любви и принятия (В любом возрасте!)
  • Несоответствие потребностей ребенка деятельности (Например, ведущая деятельность дошкольника – игра. Избыток развивающих кружков, раннее обучение чтению и письму ведет к потере учебной мотивации уже в начальной школе).
  • Несоответствие требований возможностям ребенка (Если есть постоянная борьба за выполнение домашних заданий, ребенок скандалит, отвлекается, уходит, снова и снова делает «глупые ошибки», не попадает в строчки, клеточки – необходима нейропсихологическая диагностика. Скорее всего ребенок пошел в школу не зрелым, с дефицитами. Нужна помощь специалистов).
  • Подмена внутренней мотивации внешней (Подкуп, угрозы, обещания).
  • Ведущая мотивация – избегания неудач (Ребенок боится ошибиться и тогда пробовать новое, изучать что-то ему страшно).
  • Отсутствие или невозможность формирования собственных желаний, представлений, идей (Когда мама лучше знает).
  • Внешние требования. Нельзя заставить захотеть.
  • Обесценивание усилий, действий, результатов.
  • Жесткий график, отсутствие свободного времени, приятной физической активности.
  • Неблагоприятная эмоциональная атмосфера (Эмоции и мотивация тесно связаны.

    Чем больше ребенок получает приятных эмоций от деятельности, тем больше он хочет этим заниматься.

    Также важно получать приятные эмоции от взаимодействия с близкими. Важно расслабляться с ребенком, баловаться, шутить, целовать без причины, делать что-то приятное вместе).

Как исправлять проблемы с мотивацией?

  • Восстанавливать все этапы мотивации: Недостаток чего-то->Потребность->Мотив->Цель->Задачи->Действия.
  • Учить ребенка чувствовать и формулировать свои потребности, приоритеты, цели (Начиная от уровня тела, заканчивая ценностями).
  • Способствовать развитию внутренней мотивации. Создать возможности для развития в той сфере, которая интересна ребенку. Для развития внутренней мотивации родителю следует занимать поддерживающую позицию, а не контролирующую.
  • Поощрять инициативу. Давать возможность пробовать, экспериментировать, заниматься творчеством, даже если вам это кажется бессмысленным или некрасивым.
  • Не обесценивать вкусы, друзей, интересы, результаты. Необходима поддержка родителей, искренняя заинтересованность и принятие.
  • Отмечать и поощрять прикладываемые усилия. Подчеркивать, что ребенок справился. Отмечать приятное в поведении ребенка. Не упоминая нежелательное поведение.
  • Говорить, слушать, обсуждать не только учебу и бытовые дела, но и решения касаемые его и семьи. Учить рефлексировать, показывать последствия принятых решений. 
  • Признавать свои ошибки, извиняться.
  • Предоставлять ребенку контроль везде, где это возможно. Для того чтобы научить контролю, необходимо ему дать возможность контролировать какие-то сферы жизни. «Дети учатся принимать правильные решения, когда принимают решения, а не следуют указаниям».
  • Показывать свой пример. Если ребенку говорят, что он должен учиться, ходить на музыку, спорт и помогать по дому, а папа в это время лежит на диване и смотрит телевизор – толку будет мало. Получайте удовольствие от деятельности сами.

    Учите детей получать удовольствие от жизни не самым дешевым способом.

    Показывайте ребенку как здорово уметь что-то делать, много знать, чему-то учиться, расти над собой и развиваться в самых разных областях.

Эти рекомендации могут показаться требующими много времени и усилий со стороны родителей. Так и есть – то, что ломалось годами в семье и школе не может быть исправлено за два часа в кабинете психолога. Но результаты стоят приложенных усилий и останутся с ребенком на всю жизнь. Самые мыслящие и творческие люди обычно те, кто получает удовольствие от того, что делает.  Стремлением к совершенству движет интерес к решаемой задаче, а не желание превзойти остальных или порадовать маму.

Категория: Психология дети | Просмотров: 58 | Добавил: vd7727 | Теги: Как мотивировать ребенка учиться? | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0