
С началом нового учебного года для многих остро стоит вопрос мотивации детей. Почему ребенок не хочет учиться и что с этим делать?
Начнем с того, что такое мотивация.
Мотивация – это способность удовлетворять свои потребности посредством деятельности, побуждение к деятельности, а также процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.
Мотивация зарождается только изнутри, из «Я хочу», а не из внешнего воздействия.

Мотивация извне называется стимуляция. Сюда относим подкуп, материальное вознаграждение, уговоры, угрозы, наказания, всевозможные «системы мотивации детей”. Система поощрений и наказаний не ведет к длительным положительным результатам. Она может подействовать здесь и сейчас, ребенка можно заставить сделать ДЗ, уговорить, подкупить, но 11 лет школы и дальнейшую жизнь на внешней стимуляции не построить. А вот негативный эффект может оказаться весьма стойким.
Последствия стимуляции (внешней мотивации):
- Прокрастинация,
- Неумение действовать без внешнего руководства и стимуляции,
- Невозможность действовать без привычного стресса,
- Откладывание на последний момент,
- Отсутствие удовольствия от деятельности,
- Быстрое выгорание,
- Отсутствие интереса к чему бы то ни было.
Мотивация появляется из неудовлетворенной потребности. То есть только тогда, когда деятельность удовлетворяет какую-то нашу внутреннюю потребность. Никаких других источников мотивации нет!
Важно понять, соответствует ли деятельность, которую взрослые ожидают от ребенка его потребностям.
У ребенка начальной школы в норме всегда есть внутренняя познавательная потребность, потребность изучать и пробовать новое. Такая потребность может не проявляться из-за того, что желание познавать к этому возрасту было уничтожено взрослыми.
Внутренняя мотивация формируется в дошкольном возрасте и это сложный этап для родителей, потому что дети в это время во все вмешиваются, портят вещи, устраивают беспорядок и изводят бесконечными вопросами. И как бы иногда не было сложно, родителям важно не подавлять исследовательскую активность ребенка или максимально социализировать ее, чтобы через несколько лет не пришлось переживать из-за того, что ребенка ничего не интересует. Ребенок начинает бояться пробовать что-то делать, если его ругают за изучение окружающего мира и интерес. Важно не смешивать ощущение радости от какой-то деятельности у ребенка и ощущение страха и растерянности от того, что родители ругают за что-то разбитое, сломанное, разрисованное. Можно делать все, кроме того, что нельзя и опасно.

Восстанавливать мотивацию очень сложно, поэтому крайне важно не допускать ошибок в период ее формирования.
Что может убивать мотивацию:

Как исправлять проблемы с мотивацией?

Эти рекомендации могут показаться требующими много времени и усилий со стороны родителей. Так и есть – то, что ломалось годами в семье и школе не может быть исправлено за два часа в кабинете психолога. Но результаты стоят приложенных усилий и останутся с ребенком на всю жизнь. Самые мыслящие и творческие люди обычно те, кто получает удовольствие от того, что делает. Стремлением к совершенству движет интерес к решаемой задаче, а не желание превзойти остальных или порадовать маму.
|