Четверг, 19.06.2025, 21:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Все о психологии и философии

Блог


17:00
Как приучить ребенка к горшку?

КАК ПРИУЧАТЬ РЕБЕНКА К ГОРШКУ?

   «Ура! Мы получили путевку в детский сад!» – радуются родители двухлетнего малыша.

   «Теперь можно спокойно выходить на работу либо заняться любимым делом, которое было отложено на время пребывания с ребенком после его рождения…»

   «Как хорошо, что мы все заранее обдумали и иногда приводили нашего ребеночка на детскую площадку во время прогулки! Теперь он знает, что такое «много деток» и не будет так встревожен, потому что у него уже есть некий навык взаимодействия с детьми на игровой площадке…»

   Какие молодцы родители! Как хорошо подготовились к адаптационному периоду ребеночка в стенах «садика»: говорили о детском саде только хорошие слова, рассказывали, какие там интересные игрушки и добрые детки и воспитатели, какая там вкусная кашка и мягкая теплая кроватка… Но…

   «Надо попросить воспитателя и няню, чтобы на дневной сон меняли ребенку памперс…» - задумываются заботливые родители.

   Ох уж эти памперсы! Молодые родители даже представить не могут, что раньше растили и воспитывали детей без памперсов. Да, было более проблематично, сменной одежды приходилось иметь больше, но зато ребенок очень рано и беспроблемно приучался к горшку, что очень важно и для ребенка, и для того, кто за ним присматривает. Еще дитя в пеленках, а мамочка регулярно, через определенное время, обычно – после принятия пищи, держала ребеночка над горшком, а через время, когда малыш уже уверенно сидел – сажала на тот же горшок, сопровождая «сидение ребенка на горшке» определенными звуками, которые должны были вызвать желание ребенка справить естественную нужду непосредственно в горшок. Этот ритуал был безусловен, неизменен и систематичен. И да, постепенно  ребеночек приучался к горшку, а со временем - чувствуя желание «сходить в туалет» - сам бежал, снимал штанишки и… И штанишки всегда оставались сухими и чистыми. Если же «заигрался», не успел – ребенку становилось очень некомфортно: мокро, что-то там начинало мешать, и штанишки подвергались немедленному устранению, изолированию, то бишь сдергиванию с тела малыша. Кому хочется ходить мокрым и грязным, да еще и неудобно-то как? И постепенно горшок становился добрым другом ребятенка.

   Но время не стоит не месте: урбанизация, эмансипация, компьютеризация… Горшок также постигла участь «усовершенствования процесса естественного испражнения». На смену ему пришли памперсы.

«Ох, как же это удобно! Как же это здОрово! Дороговато, конечно, но как много времени и сил сохраняет мамочке в уходе за малышом!» - восторгаются новым изобретением молодые родители.

   Но вот ребенку год, вот уже почти два, а он неизменно пребывает в памперсе. И у малыша совсем не возникает желания пользования горшком, если горшок еще присутствует в стенах дома, где воспитывается этот ребенок. А зачем горшок? Поменял памперс – и ребенок сухой и чистый. Как здОрово! Он не чувствует никакого дискомфорта, ведь памперс «делает все для этого, он для этого и предназначен»! И ребенок в любое время может справить нужду, даже не задумываясь, даже не прекращая игры, не акцентируя внимания на своих физиологических потребностях. И он даже не знает: что такое горшок, для чего он нужен. А если после всего этого первое знакомство почти двухлетнего ребенка с горшком прошло «в плохом настроении» (родители насильно сажают, пытаясь «приучить» к горшку), либо с отрицательным результатом (ребенка посадили, а он, оказывается, еще не готов был физиологически), либо с каким-нибудь болевым ощущением (если ребенок страдает хроническими запорами) – всё, это надолго запечатлевается в памяти ребенка и горшок становится не только «другом», а скорее – «врагом» для малыша. И если памперсы уже не используются, а ребенок после череды испражнения в штанишки понимает, что это некомфортно, да еще мама во время прогулки говорит, что можно сесть и «сделать свое дело» во дворе в любом месте – постепенно такое поведение становится систематичным и неизменным для ребенка, и ребенок начинает проецировать это поведение не только во дворе, но и дома: в квартире, в комнате. Мама, конечно, расстроена, она бежит за горшком, пытается «подставить» под ребенка, чтобы этот физиологический процесс был полноценным и бесстрессовым, но увы… У малыша ничего не получается, ему при виде горшка даже уже «расхотелось» испражняться. Что же делать? Как теперь исправить ситуацию?

   Физиологический процесс испражнения человека неизбежен, он необходим, закономерен, и по этому процессу мы даже можем судить о здоровье и не здоровом состоянии организма. Наблюдаем за ребенком. Мочится часто: «Застудился, что ли?», мочится редко – «Надо проверить почки, что-то отеки под глазками». Понос – проблема, запор – тоже проблема.

   Памперсы – это, конечно, хорошо и удобно, но, к сожалению, за использованием памперсов мы можем «прокараулить» такое редкое и неприятное психологическое заболевание как энкопрез. Это заболевание характеризуется недержанием кала – «каломазанием», и если вОвремя его не диагностировать – потом очень трудно с ним справляться. Но это то, что касается органических отклонений. А если ребенок вполне здоров, но только «просто приучен к памперсам»?

   Если мы вОвремя, в раннем дошкольном возрасте не приучили ребенка к горшку – теперь это будет более проблематично. Но возможно. Хотя напрямую, непосредственно, сделать это очень сложно. Это может только нагнетать реакцию протеста ребенка. Попробуем приучить ребенка к горшку опосредованно. А как это? С помощью метафоры и сказки, олицетворения и анимации. Причем через использование терапевтических метафор и волшебных сказок можно откорректировать практические любые поведенческие проблемы, возникшие в процессе воспитания. Вот ЭТИ приемы работают наверняка. Но что это такое?

Если мы напрямую научаем ребенка, у которого уже практически сформировались паттерны поведения (в нашем случае чаще всего это происходит следующим образом: ребенок прячется и «делает свое дело» («ходит в туалет» там, где ему это удобно), – происходит эмоциональное отторжение ребенка от воспитывающего взрослого, так как мы своими нравоучениями начинаем его напрягать, и ребенок с заниженной самооценкой начинает прятаться, казаться незаметным, «страдать» от происшедшего, и таким образом отдаляться. А ребенок с завышенной самооценкой начинает игнорировать «научающего» взрослого, делая вид, что «всё в порядке вещей, и не надо на этом акцентировать внимание». Ни в первом, ни во втором случае ситуация не изменится. Но чем дальше, тем хуже становятся взаимоотношения ребенка со взрослыми, потому что ребенок даже подсознательно недопонимает: «те родные люди, мама и папа, бабушка и дедушка, которые должны защищать – они наоборот ругают, и от них нужно защищаться»

   Волшебная сказка и метафора есть, по сути дела, самые наиболее удобные формы для передачи детям сообщений, которыми мы бы хотели откорректировать что-либо в их поведении. Однако надо понимать, что это требует немалого искусства и от нас - такие «послания» должны нести форму образов и не быть похожими на абстракции, не существующие в жизни. При помощи сказки и метафоры, опираясь на наш родительский опыт и применяя «воспоминания из своего детства», мы может исправить ситуацию. А еще в методической копилке практической детской психологии есть целый «отряд помощников» для родителей, которые бы хотели что-либо исправить в своем ребенке. Здесь и материалы известных детских психологов, и авторские терапевтические сказки, помогающие добиться результата в той или иной воспитательной ситуации. Да мы и сами можем «напридумывать» огромное количество сказок, которые помогут нам в воспитании.

      Давайте научимся придумывать такие сказки. Каким образом это делается в нашей ситуации?

   В первую очередь – мы «олицетворяем» горшок, говорим ребенку, какой он хороший, как ему скучно, потому что он один стоит в уголке, ждет, когда кто-нибудь на него сядет. Как он радуется любому мальчику или девочке, которые садятся на него. Ведь если ребята садятся на него - значит они начинают дружить с этим горшочком, а горшочек начинает дружить с ребятами. Какой он красивый (голубенький, розовенький, синенький и т.д.) С ним дружат все игрушки, которые живут в комнате. Они садятся на горшочек тогда, когда мы выходим из комнаты или спим (поэтому мы этого не видим). И горшочек очень рад такой дружбе с разными игрушками. И мишка садится, и крокодил садится, и сова, и мышонок, и цыпленок – все садятся на горшочек, когда хотят «справить нужду», ведь все игрушки, также как и Витя, как и Маша (называем ребенка по имени) «ходят в туалет». А как же? И в детском садике после еды всегда все ребятки идут в туалет, чтобы потом спокойно играть или спать во время дневного отдыха, и при этом их штанишки будут чистыми и сухими.

   Придумываем и рассказываем «историю из своего детства». Например: «Когда я была совсем маленькой - я однажды поссорилась со своим горшочком и из этого вышла такая история. После того, как я сходила в туалет - забыла помыть его, чтобы он был чистым. Горшочек обиделся на меня  и перестал открывать свою крышечку всем, кто хотел воспользоваться им для желания «сходить в туалет». И игрушки ночью очень страдали от того, что никак не могли воспользоваться горшочком – он не хотел открывать никому свою крышечку. А когда я утром проснулась – смотрю: все игрушки сидят в рядочке возле горшка, как будто выстроились в очередь. И когда я увидела, что он не помытый – я сразу исправила ситуацию, помыла горшочек и больше никогда старалась не оставлять его грязным. И каждое утро я замечала, что игрушки все на своих местах, и все они веселые, счастливые и довольные. А мой горшочек аж сиял от радости от того, что он ночью всегда сухой и чистенький.  

     Когда мы рассказываем истории из своей жизни деткам – они непроизвольно «примеряют» эти ситуации на себя, и в итоге наши истории «работают» - ребенок начинает меняться. Причем героями наших сказок должны быть девочка или мальчик - в зависимости от того, кому мы рассказываем сказку, чтобы ребенку она была ближе по гендерной принадлежности, и описание и действия героя сказки должны соответствовать действиям и характерным особенностям девочки или мальчика.  

   Теперь поясним основные принципы составления  такой сказки. Сюжет сказки отображает имеющуюся проблему – страх горшка. Главный герой должен быть такого же возраста, внешности и характера как ваш малыш. Чем более детальным будет описание, тем лучше. Это поможет ему уловить сходство и сопоставить себя с этим героем. Но я не рекомендую делать главным героем самого ребенка. Сказка строится по обычному принципу: описание проблемы, какое-то действо, разрешение проблемы. Мы сделали нашу проблему смешной (за счет имени горшка) и не страшной (из-за демонстрации переживаний самого горшка). Всегда должен быть удачный конец. Малыш должен понять, что его трудности можно преодолеть и, в конце концов, ему будет хорошо.

Язык и сюжет должен быть в соответствии с возрастом. Не нужно использовать сложных предложений или слов. Сказку нужно рассказывать обязательно после того, как эмоции схлынули. То есть не в момент испуга, не когда малыш расстроен или капризничает. Она будет иметь эффект только тогда, когда у ребенка спокойное состояние.

Если Вы хотите проработать «острую» ситуацию, то есть очень сильно насыщенную эмоциями, то можно рассказать несколько разных сказок на одну и ту же тему. Вы можете придумать аналогичную сказку, в которой будете использовать детали жизни своего малыша. Главное - сохранить все описанные выше принципы.

   Вот таким образом, дорогие наши родители, мы с вами поможем нашим деткам справиться со страхами и проблемой безболезненного перехода от памперса к горшку. К детскому саду нам нужно подготовить ребенка так, чтобы ему не было стрессово и некомфортно из-за таких «мелочей», как привычка быть в памперсе и страх горшка.

   Я желаю вам столько любви и терпения по отношению к вашим деткам, чтобы этот процесс перехода от памперса к горшку прошел незаметно для ребенка, и даже комфортно и интересно, а для вас это время стало бы тесным взаимодействием с малышом с огромным запасом воображения и фантазии.

Категория: Психология дети | Просмотров: 134 | Добавил: vd7727 | Теги: Психология личности, современная философия, психология мужчин, психология человека, психология детей, психология женщины, Как приучить ребенка к горшку, психология отношения, философия психология, педагогическая психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0