
«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины...
(Д. Алигьери)
Кризис средних лет – само упоминание вызывает почти суеверный ужас. Что делать близким. С человеком. Который начинает метаться, нередко разрушая все, что создавал десятилетиями. А что делать ему самому?
Этот кризис чаще связывают с мужчинами, но женщины страдают от него не меньше. «К чему я пришел, где я в своей жизни, куда мне идти дальше» - главный вопрос, который мучает людей, перешагнувших рубеж 40 лет. Кризис может начаться и раньше, может наступить позже 45. Дети выросли, гнездо опустело. На работе появляются новые технологии, на пятки наступают 30-летние, которые учились и работали по другому… «Куда я иду» - не вполне понятно, но ясно наверняка, что впереди – закат. Неважно, что впереди возможно еще полжизни. В момент кризиса человек с одной стороны обесценивает свое прошлое, партнера, с которым прожил 20 лет, достижения, а с другой стороны отчаянно стремится вернуть то время, когда трава была зеленее, вода мокрее, суставы здоровее, кожа юной и упругой.
С другой стороны, в это время человек пересматривает свою систему ценностей, и нередко начинает с нуля новую успешную карьеру. Во многом успешность преодоления кризиса среднего возраста связано с успешным определением своего нового образа «Я».
Есть техники, которые позволяют проявить и привести в систему новые ценности человека, определить его цели.
Попробуйте простую, но эффективную технику, которая позволит определить актуальные смыслы и цели. Подготовьте ручку, маркеры и несколько листов бумаги. Постарайтесь, что бы полчаса Вас никто не беспокоил.
Первый этап:
Выпишите в столбик 10-15 своих умений, то, что у Вас хорошо получается, от обыденных, до профессиональных навыков, от «я хорошо лажу с детьми», или «у меня легкая рука, все посаженное приживается», до глубоких профессиональных навыков. Иногда написав 3-5 качеств, человек «застревает» на этом этапе. Стоит отвлечься на пять минут, выпить чаю и вернуться к списку. Пишите, что придет в голову. Чем больше умений будет в списке, тем лучше.
Во второй список выпишите, что для Вас в жизни важно. Что бы это определить, начните список словами: «Я не смогу жить без…»
Второй этап. Посмотрите первый список, и разбейте сходные умения по группам. То же проделайте со списком ценностей.
Третий этап. Сравните оба списка. Ответьте на вопросы:
- Какие умения каким ценностям соответствуют?
- Какие ценности занимают первые 5 позиций в списке?
- Чего Вы хотите на самом деле?
- Какие мысли и чувства это вызывает
- Что хочется сделать?
- Что произойдет если Вы этого не сделаете?
- Что произойдет если Вы это сделаете?
- Как повлияет Ваше решение на близких, если Вы это сделаете? А если не сделаете?
- Как изменится мир, если Вы это сделаете?
- Как изменится мир, если Вы этого не сделаете?
|