
На пороге кабинета двое: мать и сын. Мать – все еще молодая и активная, яркая, но какая-то уставшая женщина. Так бывает с яркой одеждой, которую вывесили на палящем солнце, и забыли на несколько дней. Женщина, утратившая свою краску…
Облик сына – какой-то слишком светлый, как будто кто-то взял, и стер все краски этого юного, красивого лица. А может, они еще не успели появиться? Мальчик, который не обрел своих красок…
«Мы нуждаемся в помощи. Мы обращались к психиатру, и к психотерапевту, но никто толком ничего не говорит. Мы хотим услышать ваше мнение».
Надо ли говорить, как резануло мне слух это самое «мы»?!
Первая мысль, возникшая у меня – про низкую мотивацию. Мой внутренний психолог растерян, ему вспоминаются подобные случаи, и исход всегда один: результата не будет.
Но внутренний супервизор, сразу берет это в работу, и как кинооператор с воздуха, приближает объектив камеры поближе к клиенту: чтобы понять, необходимо приблизиться и рассмотреть.
Всю консультацию говорит мама. Я ловлю себя на мысли, что это она пришла на консультацию. Делюсь предположением, но она все отрицает.
«У меня все отлично, а вот ему нужна помощь».
В завершении консультации, ребенок подает слабый голос: «ну, может, я и хочу изменить свое состояние». Вот так, робко и неуверенно, но уже что-то.
Вторая мысль, и она появляется уже в ходе работы с клиентом, это про сниженную способность понимать свои желания. И в пространстве психологического кабинета, вдруг робко звучит: «я не знаю, чего я хочу»
«А как вы обычно понимаете, чего вы хотите?» - спрашиваю я.
«Я не знаю этого» - звучит ответ, и вопросительно смотрит на меня.
«Но я тоже не могу этого знать» - возражаю я, и замечаю разочарование на лице клиента. Конечно, а мама бы знала.
В анамнезе таких клиентов, часто присутствует гиперопекающая мать: женщина, для которой ребенок – центр Вселенной. А муж – на вторых ролях, он второстепенен. Зачастую, он лишь номинально присутствует в жизни семьи.
Часто, ребенок – долгожданный, его появление на свет «выстрадано» (значительные трудности с зачатием, вынашиванием беременности, процессом родов). Такая мать полагает: «нужно ценить и беречь то, что выстрадано», и все внимание, любовь и забота – как испепеляющий луч, направляется на ребенка. Все остальное – остается в тени.
Главная особенность гиперопекающей матери – это не просто удовлетворение всех возможных желаний своего ребенка, это предвосхищение этих желаний, а также, проекция собственных желаний на ребенка. Поясню реальным примером: на улице жаркая погода, градусов эдак 28. Но мама настаивает на кофте с длинным руковом, т.к. «а вдруг ветер, или похолодает». Или: «я сама мерзлячка, и Эдик мой тоже мерзнет». При этом, у самого Эдика, никто не спрашивал, действительно ли ему холодно…
Ребенок для такой матери – не человек, а хрустальная ваза, которую надо протирать, полировать, и бережно переставлять, во время уборки.
Причина такого поведения матери- ее собственная тревога, с которой она не может справиться, и проецирует ее на ребенка.
От гиперопекающей матери приходится слышать: от «Я лучше знаю, как надо», до «Да кого волнует, чего хочешь ты!». И ребенок усваивает, что его собственные желания не имеют значения, есть кто-то другой, кто знает их лучше.
Так утрачивается связь ребенка с собственными желаниями. Восстановить эту связь реально, в ходе психотерапии. Я использую также следующие свои упражнения.
«Сад моих желаний»
Предлагается нарисовать сад своих желаний. Рассказать о том, где в этом саду какое желание живет, придумать (!) название каждому растению, отождествив его с желанием. По поводу названия: это будет стимулировать воображение и собственный субъективный опыт клиента.
Далее, придумать небольшую историю про каждое растение: чего оно хочет (собственно, желания и потребности), что нужно ему для роста и развития (ресурсы), что может помочь (запрос).
«Один дома»
На всякий случай, убеждаемся, что клиент смотрел этот фильм)). Просим представить себя ребенком-героем этого фильма. Представлять удобнее с закрытыми глазами. И задаем вопросы: «Что вам сейчас хочется?» «Что становится вам доступным, когда родителей нет рядом?», «Что вам хочется сделать?», «Что для вас сейчас важно?». После упражнения, анализируем, какие чувства и желания вышли на первый план, что позволил себе, а что нет (ограничения и запреты).
Используйте метафоры сказок в работе с клиентами, испытывающими трудности в понимании своих желаний. Вот примерный список рекомендуемых сказок:
-
«Цветик-семицветик»
-
«Золотая рыбка»
-
«Золушка»
-
«По щучьему велению»
-
«Волшебная лампа Алладина»
В завершении скажу, что работать с немотивированными клиентами – возможно, но при условии их активного вовлечения в процесс работы (домашние задания, упражнение), и адекватного, реалистичного запроса с их стороны, а не со стороны их близких.
N.B. Приведенные в статье описания, являются элементами собирательного образа из практики автора, и не имеют прямого отношения ни к одной из конкретных клиентских историй.
Уважаемые читатели, если вам понравилась статья, вы можете нажать «спасибо». Также, мне интересна ваша обратная связь в комментариях.
|