
Первоклашка с мамой у меня в кабинете. Мальчик отвернулся, нахмурился.. разговаривать не хочет. Мама в отчаянии:
- он закатывает в школе истерики, дома отказывается учить уроки, на продленку не хочет ходить..
Через время включается ребенок:
- ну как так!! мама меня наказала из-за каких то там букв?? наорала на меня! это же вообще не важно! эти уроки, писать там что-то..
Далее долгий диалог про то, что ребенок должен, что он не хочет, что маме тяжело.. и что ребенок должен маму понять..
Мама обижена, ребенок обижен..
У каждого есть свои причины на свои чувства.
Как размотать клубок обид?
Начнем с того, что родителю важно помнить, что у него есть родительская власть. Именно взрослый устанавливает правила. Когда родители дружат с ребенком, ничем хорошим это обычно не заканчивается. Ребенок потом воспринимает правила как насилие, ведь друзья не могут командовать.. дружба - это отношения на равных.
У родителя есть его родительская власть. И ему не обязательно показывать, как он страдает, чтобы ребенок что-то сделал. Ему не обязательно показывать, как он злится, чтобы ребенок, наконец, понял. Он может позволить себе оставаться спокойным и одновременно твердым в своих намерениях.
Еще родителю важно осознавать, что обиды - это детское поведение. Взрослый не может обижаться на ребенка. А если чувствует эту эмоцию, значит, провалился в свою детскую травму и в детское состояние.
Из детского состояния мы начинаем оправдываться. Мы начинаем давать много ненужной ребенку информации: ну твоя мама же ходит на работу.. ей денюшки с таким трудом достаются.. ей так тяжело работать..
Мы словно хотим ребенка прекратить в своего родителя, который поймет, поддержит и поможет.
Это так не работает. Ребенок - это ребенок.
Первый класс - это важный период для формирования многих процессов. Идет закладка самооценки, учебной мотивации, социализации. И если сейчас у ребенка сложится негативное отношение к школе, школьному процессу, к себе как ученику, к школьному коллективу - дальше будет не просто перестроить это отношение.
Поэтому, ребенок правильно говорит - это всего лишь буквы!! Не стоит так серьезно к ним относиться.
Если у родителя невротическая зависимость от оценок ребенка - это тоже какая-то травматика. Необходимо поисследовать , что происходило в детстве в отношении школы.
Я помню, когда мой ребенок заканчивал первый класс и детям выдавали грамоты за хорошую учебу (даже вроде как взрослым давали какие-то грамоты, но точно не помню) я так расстроилась, что нам не дали! И словив себя на этих чувствах я была в шоке!! от себя! Я расстроилась из-за какой-то бумажки!!
Сейчас я понимаю, что оценки точно не играют важную роль в жизни человека. Я видела много несчастных людей с красным дипломом и счастливым без него.
Но те психологические проблемы из-за оценок, с которыми я сталкиваюсь в своей практике, вот они точно не стоят этих оценок!
Поэтому, дорогие родители, снижаем значимость оценок и начинаем помогать ребенку развиваться как личность. Помогаем ему не зубрить, а думать.. не бояться, а интересоваться.. И в школе обращать внимание не только на оценки, но и на общение, взаимодействие в классом, учителями.
|