Четверг, 19.06.2025, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Все о психологии и философии

Блог


04:33
Мозг и ребенок

Мозг и ребенок или почему наши дети так себя ведут?

Чтобы понять почему наши дети ведут себя так как ведут, нужно знать особенности формирования мозга ребенка.

Когда рождается ребенок, масса его мозга составляет где-то четверть от массы взрослого человека. Сам же новорожденный весит почти в двадцать раз меньше! Мозг ребенка растет стремительными темпами и к двум годам он достигает трех четвертей от веса мозга взрослого человека! При рождении мозг младенца содержит 100 миллиардов нейронов. Это даже больше, чем у взрослого человека.

Но! Растет мозг не столько за счет увеличения нервных клеток (нейронов), сколько за счет клеток, которые служат своеобразной оболочкой для нервных путей (клетки глии) и эту оболочку называют миелиновой.  Миелинизация в мозгу ребенка идет постепенно и фрагментарно. 

Нервные клетки – это маленькие клетки с большими отростками, называемыми аксонами и дендритами. Эти отростки и связывают нервные клетки между собой, образовывая сеть и так называемые нейронные связи. На этих отростках и формируется миелиновая оболочка.

Сначала миелинизируются те зоны мозга, которые отвечают за работу внутренних органов, за восприятие и элементарные движения. К полугоду малыш способен более-менее контролировать свои движения, к году ходить и т.д.

Следует понимать, что ожидать от ребенка выполнения тех или иных навыков следует в соответствии с его возрастными особенностями, которые связаны с формированием нейронных связей и их миелинизацией.

 Мозг и ребенок или почему наши дети так себя ведут

В разный период своей жизни ребенок часто что-то делает или не делает не потому, что он «не хочет», «лениться», «капризничает», а потому, что он еще НЕ МОЖЕТ этого сделать. Это относится и к памяти, вниманию, мышлению, целенаправленной деятельности, концентрации внимания и т.д.  Миелинизация лобных отделов коры головного мозга и ретикулярной формации (отделы, отвечающие за длительную концентрацию) продолжается вплоть до подросткового возраста.

Я однажды наблюдала как одевается моя пятилетняя дочь. Ей предстояло одеть колготки, а перед этим снять легинсы. Легинсы она сняла более-менее без приключений. Затем она взяла колготы и надела одну колошину, далее ее взгляд упал на пластилиновую поделку на столе, и она тут же забыв про колготы, решила с ней поиграть. Но через пару минут в комнату залетел попугай и сел ей на плечо, забрав на себя все ее внимание. Колготки между тем так и свисали у нее с ноги.  Попугаю вскоре надоело сидеть на плече, и он улетел обратно. Теперь забыв и про колготы, и про поделку, она побежала за ним, зацепилась за болтающую колошину, упала, заметила колготы, вспомнила, что их нужно надеть и стала надевать вторую колошину сидя прямо на полу).

В пять лет такое поведение вполне соответствует возрасту. Долго и произвольно концентрироваться на чем-то одном ребенок еще НЕ МОЖЕТ. Произвольное внимание в этот период еще формируется, ребенка нужно поддерживать, направлять, развивать концентрацию и устойчивость внимания в игре. Не зная особенностей этого возраста, родители могут сердится и даже наказывать ребенка, думая, что он просто не хочет их слушаться, ленится.

Развитие же префронтальных отделах коры головного мозга (процессы миэлинизации), отвечающие за намерения человека и программу его поведения, происходит этапами и заканчивается чуть ли не к 25 годам!  

 Первый этап завершается к 3-4 годам.  Ребенок начинает думать, что он будет делать, у него появляются элементарные планы.

В 7-8 лет ребенок уже начинает думать, что он будет делать и к чему это должно привести, какому результату.

Примерно в 12 лет начинает думать о том, что он будет делать и к какому результату приведут его действия, а также о ток к какому результату эти действия в принципе МОГУТ привести.

Конечно, это не значит, что нужно ждать определенного времени и нужный навык сформируется сам собой. Нужна внешняя стимуляция (побуждение ребенка к действию), далее ребенок совершает пробные действия, затем идут неоднократные повторения и, наконец навык закрепляется. Образуется нейронная связь. Просто начинать это самое стимулирование нужно в соответствии с возрастом ребенка и дозированно.

К примеру, для ребенка первого класса, у которого формирование мелкой моторики еще в процессе, написать строчку «загогулин» в прописи огромный труд. Не следует его заставлять писать десять, надеясь, что десятая строчка будет идеальная. Ничего подобного. Рука устанет, нервная система перенапряжется, ребенок расстроится и если эта «работа над ошибками» не закончится слезами, то строчка уж точно будет хуже первой. Плюс всякое желание учиться отпадет, отношения с вами испортятся.

Иногда мы требуем от детей просто невозможного, а потом удивляемся, огорчаемся, злимся, что ребенок не выполняет наших требований.

Воспитание и развитие будет гармоничным если будет построено на знаниях возрастных особенностей ребенка и в соответствии с развитием его психических процессов: мышления, памяти, внимания, эмоций и т.д. 

 

Категория: Психология дети | Просмотров: 50 | Добавил: vd7727 | Теги: мозг, ребенок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0