Четверг, 19.06.2025, 21:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Все о психологии и философии

Блог


14:45
Неконтактные детские истерики

На какие детские истерики родителям стоит обратить особое внимание?

Про последствия родовых травм, про неконтактные истерики и аффективно-респираторные приступы у детей я знаю не понаслышке. У моей старшей дочери было сильное обвитие пуповиной во время родов. Результат: гипоксически-ишемическое поражение ЦНС. В роддоме поставили 8-9 баллов по Апгар, всё хорошо! Мы были молодыми неопытными родителями. Ребенок кричал, капризничал, плохо спал и днем и ночью, часто забрасывал голову и выгибался во время крика. Все маленькие кричат, это газики и т.д. То, что это не газики и не просто плач, мы поняли к 4-м месяцам, когда увидели, что есть и физическое отставание в развитии, и очень плохой сон продолжался. Начали ездить к невропатологам, к детским мануальным терапевтам. Делали УЗИ головного мозга. Прошли курс специального массажа, который делают считанные специалисты в Украине, в Киеве. Физическое развитие постепенно приходило в норму, но психика ребенка была явно нарушена. Аффективно-респираторные приступы у нас начались около 11 месяцев. Эти приступы могут начаться у травмированного ребенка на малейшее,  малейшее препятствие! То есть, родители даже не ожидают, что какое-либо их действие или просьба может вызвать у ребенка приступ истерики. В годик мы не смогли сделать очередной сеанс массажа из-за этих приступов. Нас направили сделать ЭЭГ, чтобы проверить, нет ли риска появления эпилептических приступов. Такого риска не оказалось. И невропатолог прописал нам препараты приглушающие возбудимость НС и сказал, что нам нужна консультация детского психолога. И вот в 1 годик моя дочурка стала моим клиентом 

Стоит знать и понимать, что истерики бывают разные, поэтому и характер профилактики и «скорая помощь» при истериках тоже разная. Истерики бывают неконтактные и контактные.

Приведу отрывок из моей прошлой статьи. 

«Глубокая, наиболее разрушительная для организма истерика – это кратковременное прерывание потока текущего сознания ребёнка. В этой фазе истерики происходит срыв работы механизмов высшей нервной деятельности, длительность фазы может продолжаться от мгновений до десятков секунд. Определить момент этой потери довольно сложно, под силу только квалифицированному специалисту».

К неконтактным истерикам относятся и аффективно-респираторные приступы у детей.

«Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.» Биттерлих Л. Р.

Неконтактным истерикам, в основном, свойственно резкое неожиданное начало и также самостоятельный неожиданный выход из неё без вмешательства извне. Такая реакция психики на определённые внешние образы, действия, обстоятельства возможна, если ребенок имеет опыт обрыва потока сознания определённого уровня. Это можно назвать психофизиологической травмой (пережитый стресс, родовая травма, глубокие психологические травмы). В результате травмы нарушается целостность определённых уровней сознания, что приводит к понижению адаптационных возможностей психики.

То есть, если не травмированный ребенок справляется со среднестатистической нагрузкой, к примеру, «10 кг», то травмированный ребенок может справиться с нагрузкой до «3 кг», если нагрузка выше, то у ребенка может случиться истерика. Конечно, это условный пример, но он показывает, что к травмированным детям нужно применять индивидуальный подход и не сравнивать их психологические возможности с другими детьми. Это касается и стратегии воспитания, и отдавать или не отдавать в садик, и способности к обучению чему-либо.

Существуют разные позиции по поводу того, как можно выводить ребенка из таких глубоких неконтактных истерик. Некоторые исследователи (В.В. Ленский) подтверждают тот факт, что из таких состояний с кратковременной потерей «себя», человек  выходит сам и дополнительных раздражителей и стимуляторов применять нет необходимости.

С другой стороны, мы имеем факты, что детей и взрослых людей, которые впадают в настоящую неконтактную истерику, выводят из этого состояния с помощью резкого, сильного воздействия на первую сигнальную систему.  Таким образом, психику возвращают на контакт с окружающим миром через сильное воздействие на  органы чувств. Например, холодной водой, похлопыванием по щекам, резким запахом, новым необычным звуком. Эти раздражители должны быть достаточной силы, чтобы восстановить потерю потока сознания через первую сигнальную систему.

Обнимать ли и фиксировать ребенка в такой истерике? Для одних детей эти ощущения являются успокаивающими, а у других вызывают ещё более сильную защитную реакцию. Ведь у многих детей, которые прошли через родовые травмы, ощущение зажатости, тесных и сильных объятий ассоциируется с негативным опытом родовой травмы. Стоит пробовать и подбирать ключики к конкретному ребенку.

Когда двухлетний ребенок ревет, хрипит, выгибается дугой (истерическая дуга), катается по полу и совершенно не реагирует ни на какие внешние стимулы, все, что мы можем сделать без специальной систематической коррекции – это переждать приступ истерики, обеспечив ребенку безопасное проживание пика истерики. Ребенок, в любом случае, выйдет из истерики сам, так устроена наша психика.

После состояния психического «провала» ребенка следует «встречать» спокойно и доброжелательно, давать ощущение безопасности и устойчивости дальнейших отношений с миром. Ребенок в таком состоянии нуждается в помощи, в опоре и в здоровом эмоциональном состоянии родителей. Такие сильные неконтактные истерики – это сигнал к тому, что ребенку нужна помощь, а родителям необходимо глубокое и полное понимание механизмов и причин такого поведения ребенка.

Родителям стоит понимать, что ребенок в таких истериках абсолютно не контролирует себя! Процесс попадания в это состояние автоматичен. И переживание конкретной ситуации с истерикой является всего лишь 1% от работы по укреплению психологического состояния ребенка, склонного к таким сильным истерикам.

При частых неконтактных истериках  рекомендуется обращение к детскому невропатологу и детскому психологу. Чем раньше родители начнут разбираться в причинах таких сильных истерик, тем быстрее будет выбран соответствующий подход в развитии такого ребенка.

Просмотров: 58 | Добавил: vd7727 | Теги: современная философия, педагогическая психология, философия психологии наука, психология мужчин, философия основное, психология общения, психология женщины, понятие философии, Психология личности, психология человека, философия психологии, философия жизни, психология детей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0