Четверг, 19.06.2025, 21:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Все о психологии и философии

Блог


13:15
О переходном возрасте и мотивации

Частая фраза родителей о своем ребенке-подростке: 

« Он(а) ничего не хочет, ничем не интересуется, нет мотивации к учебе!!!»


И дальше вопросы: Как заставить учиться? Он ужасно стал себя вести, неуправляемый!!Что делать? Как мотивировать? И тд

Как и что делать - ответить однозначно сложно.
Возможно только индивидульно рассмотрев историю определенного ребенка, определенной семьи. Каждый случай уникален.

Но можно попробовать разобраться с чего начать.
Первое о чем важно и нужно знать чтобы начать понимать своего подростка и помогать ему прожить этот период – это особенности переходного возраста.
Само название «переходный возраст» - переход во взрослость, переход на следующий этап жизни, промежуточный период.

Как это подрастающему ребенку?

Это когда все уже не так как привык – тело, внешний вид, мысли в голове, много новых осознаний.

Это когда уже не ребенок - нет той наивной радости от всего и сплошного удовольствия, как в детстве. Но и к взрослым тебя причислять не торопятся.

Это когда внутри разрушен весь «детский мир», ощущаешь себя уже не маленьким, а взрослые тебя считают малышом.
И что тода возникает? – протест, желание доказать, показать что – Я НЕ РЕБЕНОК! 

Вот из этого состояния несогласия со своим статусом подросток начинает вести себя вызывающе, протестовать, бойкотировать, дистанцироваться, закрываться. И если рядом взрослые, которые помнят себя в таком возрасте, учитывают особенности этого возраста, то для их ребенка этот период проходит максимально спокойно.
Такие родители делятся историями из своего детства и переходного возраста; говорят о смешных ситуациях; о тех случаях которые тода казались очень критичными или не переносимыми, но со временем все улеглось, и теперь можно даже посмеяться над этими ситуациями; об ошибках о которых жалеют, и не хотят чтобы их ребенок повторил; о своих чувствах в том возрасте и многое другое. Такие разговоры сближают. Подросток осознает что не только с ним и его сверстниками это все сейчас происходит, но и с родителями так было. Так возникает доверие, понимание, желание поделиться.

Помнить себя, свои чувства, переживания, отношения с родителями и ставить себя на место своего подрастающего ребенка – это самое важное во взаимодействии родителей с подростком.

Исходя из внутреннего психологического состояния у подростка в переходный период формируются его привычки, поведение, деятельность. Формируются новые, часто, огорчающие родителей.
Этим объясняется потеря интереса к тому что раньше было интересным или, как говорят родители «потерял мотивацию к учебе».
Он не потерял, ее, по сути, и не было.
Для малыша, который идет в школу, слова родителей для чего ему учиться, это всего лишь слова. Нам, родителям, кажется, что если ребенок с 1го по 4 й класс получает хорошие оценки и более- менее охотно ходит в школу, то значит он мотивирован, ему интересно и главное, кажется что так будет всегда.
Мотивация, то есть понимание – зачем это все?, зачастую формируется к старшим классам школы. Бывает, конечно, что ребенку какой то предмет (или несколько) дается лучше всех и он с удовольствием учится, мы тода говорим – есть способности. Но это не о мотивации.
Мотивация это «больной» вопрос многих взрослых людей во все времена. Но в то же время мы хотим чтобы ребенок в свои 6,9,11,14 лет четко понимал зачем ему учится и что ему это даст в каком то иллюзорном будущем, которое видят себе его родители. Не странно ли это?

Мотивация к каким то действиям, учебе у детей тесно связана с интересом. То есть, дети что то делают, когда им интересно, они увлечены. Но маленького ребенка легче увлечь,подростка сложнее. Тем более в наш информационный век, когда все можно узнать из интернета. Дети получают массу информации в раннем детстве, происходит ранняя интеллектуализация и, далее, в переходном возрасте не видят смысла забивать себе голову знаниями, которые им не пригодятся – а зачем?

Лучший способ мотивировать ребенка к чему либо – это быть самому увлеченным и мотивированным.
Дети нас не слушают – дети на нас смотрят.
Увлеченный своим делом, понимающий что ему дает это дело, что позволяет иметь и чего достичь, родитель - наилучший пример для своего ребенка.
Но еще важно и говорить ребенку о своих переживаниях, чувствах, победах и поражениях, делиться тем с чем приходилось столкнуться, что приходилось преодолевать. Так его можно увлечь, «заразить» желанием к чему то стремиться, чего то достигать.
Получается, чтобы помочь ребенку найти свое увлечение, чтобы ему все удавалось и он понимал зачем ему это - нужно начать с общения. С рассказов о себе в детстве, а далее рассказывать о своем деле, интересах и мотивации.
Увы, мы взрослые, зачастую, в погоне за какой то идеальной картинкой будущего своего ребенка, забываем о том, что у него есть определенные способности (возможно не в той сфере, которой хотелось бы родителям), свое видение, свои нравится/ не нравится, интересно/ не интересно. Мы забываем, что не всегда высокие оценки в школе равно успешность в дальнейшей жизни, а успешный человек не всегда равно счастливый человек.

Категория: Психология | Просмотров: 128 | Добавил: vd7727 | Теги: О переходном возрасте, и мотивации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0