
Есть такое высказывание, что обидеть нельзя, можно только обидеться. И что обижаются только дети и слабые люди.
Я не согласна с таким утверждением. Считаю его категоричным и обобщающим. Оно как будто навешивает ярлык на обижающегося, что с ним не все в порядке.
Неужели не бывает таких ситуаций, когда обида - естественная реакция?
Давайте посмотрим на обиду с двух разных позиций. С позиции обижающегося и того, кто обижает.
Если я тот, кого обидели.
Ситуация. У меня день рождения, а близкий человек забыл меня поздравить. Вспомнил только ближе к ночи. А я целый день ждала именно от него поздравления. И вот он звонит, коротко извиняется и говорит какие-то пожелания.
Я слушаю и понимаю, что мне этого недостаточно. Я ждала большего. И просто сказав "извини и будь счастлива" мое настроение не улучшить.
Я разочарована, рассержена и опечалена. Это нахлынувшие на меня чувства. А еще в моей голове в этот момент могут крутиться мысли: "Как ты мог забыть? Ты же сам буквально неделю назад спрашивал, когда у меня день рождения? Если ты забыл, значит я для тебя мало значу, значит есть что-то более важное, чем мой день рождения?"
Весь этот комплекс чувств и мыслей называется обидой.
Наверное можно и по другому отнестись к этой ситуации. И кто-то возможно даже не обратит внимание. Но моя первичная реакция именно такая. Потому что в моем представлении о близких отношениях, поздравить с днем рождения - это проявить уважение, заботу и любовь. И показать, что его ценят и им дорожат.
Не получив этого я испытала обиду. Это моя реакция на неоправданное ожидание.
Далее, мне естественно захочется избавиться от этого переживания.
И вот какие стратегии самоуспокоения я буду использовать дальше, зависит от моего уровня психологической зрелости:
• я могу открыто поговорить с человеком, озвучив свои ожидания,
• могу уйти в себя, чтобы пережить разочарование,
• могу злиться,
• обвинять,
• манипулировать,
• искать защиту у третьих лиц и т.д.
Помочь мне побыстрее изменить душевное состояние может человек, который меня обидел, если он выразит понимание, сожаление и готовность загладить свою вину. В таком случае я почувствую, что для него отношения со мной являются ценностью. И тогда эта ситуация быстро забудется, и я не буду копить в душе недовольство.
Но если вместо понимания, он выразит безразличие, раздражение или ответное обвинение, то успокоиться мне будет сложнее.
К первичной обиде у меня добавится чувство, что меня не понимают, а мои переживания обесценивают. Тут и до ощущения отверженности недалеко. Обида станет сильнее.
А теперь давайте рассмотрим эту ситуацию с противоположной стороны.
Если я тот, кто обидел. Я забыл поздравить с днëм рождения.
Я так закрутился, что совсем забыл, что у моей девушки сегодня праздник. Лично для меня этот день не такой важный. Уже несколько лет я не отмечаю его. Возможно поэтому меня и подвела память. Звоню ей, пытаюсь извиниться и поздравить.
⠀
В ответ слышу, что моя девушка расстроена и сказанных мной слов явно недостаточно, чтобы ее настроение улучшилось.
⠀
Чувствую, как во мне растет раздражение.
⠀
Вообще сегодня у меня выдался очень тяжëлый день. Мне нужно было подготовить расчеты для заказчика по одному проекту, который я очень надеялся получить. К сожалению в расчеты закрались несколько ошибок, мне пришлось все переделывать. Я выполнил почти всю работу, осталось несколько штрихов и всего час, чтобы все закончить и отправить на электронную почту к назначенному сроку.
⠀
И тут я вспомнил о дне рождения. Я надеялся, что разговор займет минут 10, и я смогу вернуться к своей работе. Но вместо этого слышу в трубке тягостное молчание и обиду. Меня это злит. У меня и так мало времени, а тут ещë эта игра в молчанку. Хочется взорваться и бросить трубку.
⠀
В принципе, я же не специально забыл. У меня есть объяснение. У меня был очень трудный день, слишком много поставлено на карту. И мне хотелось бы понимания, а не обвинений. Кроме того, мы же договорились отметить этот праздник в выходной день. В общем я не вижу в этом такой большой трагедии. Ничего страшного не произошло. Но может произойти, если я сейчас же не вернусь к своей работе.
⠀
Как правило, у нас всегда находятся какие-то оправдания тому, почему мы вольно или невольно разочаровываем своих близких. В принципе, мы не обязаны все время соответствовать чьим-то ожиданиям. Однако, это не значит, что другой человек не может испытывать чувство обиды в ответ на наши поступки. И обвинять его в этом - не лучший способ решить конфликт.
⠀
А как же лучше всего выйти из этой ситуации? И как вообще решать конфликты, когда эмоции берут верх?
⠀
Продолжение в следующей публикации.
|