
Очень часто от родителей можно услышать запрос о том, что ребёнок не слушается. Да, действительно, есть дети, которые не слышат родителей, не реагируют на просьбы и запреты. В большинстве случаев проблема заключается в неумении родителя выстраивать правильные коммуникации со своим малышом.
Причины плохого поведения
Несоответствующее нормам поведение ребёнка - это большая проблема, которая требует от родителя приобретения дополнительных педагогических знаний. Основные проблемы плохого поведения:
- постоянные запреты, крики, на которые со временем ребёнок попросту перестаёт реагировать;
- недостаток внимания. Например, если родители постоянно работают, а ребёнок много времени проводит в детском саду, у бабушек, то происходит сильное нарушение коммуникации, и малыш через плохое поведение старается привлечь внимание родителя;
- нарушение сенсорной интеграции. Если ребёнок чрезмерно активен и не всегда с первого раза слышит обращённую к нему речь, то стоит задуматься о нарушениях чувствительности центральной нервной системы;
- ребёнок устал, голоден или его нервная система перенапряглась. Такое часто бывает после шумных праздников, больших компаний и долгих утомляющих прогулок.
Что делать, если ребёнок плохо слушается
Установление контакта должно начинаться с самого раннего возраста. Даже младенец слышит обращённую к нему речь и чувствует нежные прикосновения. Вне зависимости от возраста, тактильное и вербальное общение очень нужно ребёнку. Это позволяет ему почувствовать свою значимость для важных близких, определить свои эмоции, понять, что он желаем и любим. В этом случае потребность завоевывать внимание нестандартными способами у ребёнка отпадает.
Поэтому если малыш плохо себя ведёт, кричит, устраивает истерики, необходимо сперва обратить на него чуть больше внимания. Например, сесть почитать с ним книжку, покатать машинку, поиграть в куклы или сходить вместе на какое-нибудь мероприятие. Это практически универсальный рецепт для детей любого возраста и даже подростков.
Нежелательно кричать на ребёнка, а уж тем более применять к нему физическое воздействие. Это нарушает коммуникацию, которая является для ребёнка жизнеутверждающей. Чем младше ребёнок, тем сильнее негативное воздействие таких методов воспитания на его психику.
Если у ребёнка есть нарушение сенсорной интеграции (а это можно выяснить, обратившись на диагностику к специалисту), то необходимо просто провести работу по развитию кинестетической чувствительности. Необходимое качество развивается в течение 3-6 месяцев, и чем младшие возраст, тем лучше результаты.
Специалисты работают с детьми до 12 лет, поскольку этот период более сензитивный для коррекции. Со старшими также можно проводить упражнения, но эффект будет не таким быстрым.
Вывод:
Таким образом, если ребёнок плохо себя ведёт, нужно выявить, нет ли у него сенсорных нарушений. Если с этим все в порядке, то стоит ввести какие-нибудь ритуалы общения, совместные прогулки и ежевечерние игры. А когда малыш почувствует себя значимым, у него отпадёт необходимость в проявлении своих чувств и получение внимания деструктивными методами.
|