Четверг, 19.06.2025, 21:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Все о психологии и философии

Блог


18:26
Современная философия

Современная философия начинается примерно с середины XIX в.

Среди современных философов можно выделить таких, как Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Эдмунд Гуссерль, Зигмунд Фрейд, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Жан Поль Сартр, Мартин Хайдеггер, Карл Поппер, Мишель Фуко, Жак Деррида.

Новый этап в западной философии связан со становлением современного, так называемого неклассического типа философии. Усложнение социальных связей, многообразие общественных отношений, новые взаимоотношения индивида и общества, особый интерес к человеческой личности, ее внутреннему миру, научно-техническая революция обусловили особенности этого этапа. Философия XX в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропологизм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм (от лат. scientia – наука) – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма («революции ученых», «революции управляющих», «индустриального общества», «постиндустриального общества», «микроэлектронной революции», «технотронного общества», «информационного общества» и др.), концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).

 

Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Однако это влияние истолковывается им как негативное, разрушительное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и др. На основе антисциентизма сближаются экзистенциализм, франкфуртская социально-философская школа, ряд течений Римского Клуба, идеология «зеленых», религиозно-философские учения. Антисциентизм требует ограничить социальную экспансию науки, уравнять ее с другими формами общественного сознания – религией, искусством, философией; взять под контроль ее открытия, не допуская негативных социальных последствий. В своих крайних формах антисциентизм предлагает вообще отказаться от дальнейшего развития науки и техники (концепции «нулевого роста», «пределов роста» и т. п.).

Эти два важнейших направления развития философии нашего столетия органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом, материализмом и идеализмом. Последние направления, интегрированные сциентизмом и антисциентизмом, получили в XX столетии свои особенности.

Современная философия отличается мозаичностью, неоднородностью, многообразием идей и концепций. Поэтому выделить главный предмет философского интереса можно лишь в рамках определенного философского направления.

Для современной философии в целом характерно критическое отношение к классическому мышлению, к практиковавшимся в Новое время формам и способам описания и осмысления действительности. Основой этой критики является оптимизм классической философии, ее вера в могущество разума и науки, неограниченные возможности социального прогресса, в том числе и нравственного. В философии ХХ в. этот оптимистический настрой уступает место разочарованию и пессимизму. Однако критицизм и пессимизм являются основой для поиска новых оснований, новых ценностей бытия.

Вместе с тем акцент с гносеологической и методологической проблематики в современной философии смещается в сторону исследования проблемы человека, его бытия в мире. Происходит отход философии от узкого, преимущественно рационалистического философствования, и в центре внимания оказываются иррациональные, бессознательные, мистические явления и состояния психики, инстинкты, эмоции, интуиция, эзотерическое знание. Наука рассматривается как важный, но не единственный путь познания мира. Наряду с нею признается значимость и мистического, и эзотерического, и экологического, и ценностного подхода к миру.

Одна из характерных черт неклассической философии – плюралистическое и толерантное отношение к различным философским школам, основанное на принципах диалога, отказе от навязывания единственной точки зрения на мир, признания ее истиной в последней инстанции, утверждение принципа дополнительности философских школ, основанного на интеграции всего философского знания.

Начало современного этапа западной философии традиционно связывают с деятельностью А. Шопенгауэра, С. Къеркегора, Ф. Ницше. Характерная черта их философских построений – иррационализм, т. е. учение о том, что основой миропонимания является не разум, а такие формы человеческого сознания, как представление, воображение, воля, переживания, а также бессознательные элементы сознания (инстинкты, «озарения» и др.); объектом философского исследования становится внутренняя жизнь человека, через призму которой ведется интерпретация различных общественных явлений: культуры, человека, власти, религии, морали и др.

Фрейдизм представлен такими именами, как З. Фрейд, А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм, К. Юнг. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) предложил модель личности, в которую включает три уровня: «Сверх-Я», «Я», «Оно». Согласно Фрейду, «Я» задавлено между «Сверх-Я», содержанием которого являются требования общества, и «Оно», или бессознательным. Ключевой для философии З. Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления. Исследует З. Фрейд роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека – «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.

Бессознательное является царством инстинкта, откуда в сферу «Я» пробиваются антиобщественные, сексуальные и эгоистические стремления. «Я», которое руководствуется принципом реальности, всячески противодействует выявлению инстинктивного в поведении и вытесняет бессознательное. Это позволяет личности строить свое поведение в соответствии с требованиями общества, однако вытеснение бессознательного приводит к стрессам, неврозам и, в конце концов, к психическим заболеваниям. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению с «принципом реальности», к которому приспосабливается сознание. Личность оказывается в сложной ситуации: она не может не выполнять требования общества (установки, нормы, правила, обычаи, законы) и не может дать выход своему бессознательному.

Исходя из определения бессознательного, предположите: в каких состояниях бессознательное проявляет себя?

Как с фрейдистской позиции можно оценить значение общества для личности?

 

Выход из этой ситуации для личности может состоять в сублимации, переориентации влечения и преобразования энергии инстинктов в социально и нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму сублимации рассматривается саморазвитие человечества, появление религии, искусства, науки и общественных институтов.

 

Опираясь на определение этого понятия, предположите, в каких формах возможна сублимация?

 

Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области современной западной культуры, в том числе на философско-антропологические исследования.

Экзистенциальная философия (философия существования) представлена в творчестве таких мыслителей, как Н. А. Бердяев, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс. Многие идеи экзистенциальной философии прозвучали в романах, рассказах, стихах, – в не совсем привычных формах изложения философских взглядов. Характерна
для экзистенциализма форма эссе – свободного размышления, допускающая
образность, отвлечения от темы. Главной для экзистенциализма является проблема бытия человека в мире.

Категория: современная философия | Просмотров: 210 | Добавил: vd7727 | Теги: философи, философия психологии наука, современная философия, психология детей, философия основное, психология общения, педагогическая психология, философия психологии, психология человека, Психология личности, психология мужчин, понятие философии, психология женщины | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0