Четверг, 19.06.2025, 19:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Все о психологии и философии

Блог


08:44
Влияние поэзии на развитие личности детей дошкольного возраста

Чтение хороших стихов может оказывать значительное положительное влияние на развитие личности ребенка. Предлагаю поразмыслить с точки зрения психологии о том, какие именно аспекты детской психики могут развивать хорошие стихи.  

Развитие речи с помощью стихов  

Прослушивание, заучивание, чтение и декламация стихов развивают дикцию, повышает словарный запас, формирует синтаксис и речевой ритм. Что такое дикция и словарный запас, все знают. А вот по поводу синтаксиса и ритма речи стоит немного разъяснить. 

Синтаксис

Синтаксис – это способность из отдельных слов грамотно строить фразы и целые предложения. Для того, чтобы построить простую фразу “в облаках летит самолет” мало знать значение каждого из используемых слов. Важно еще уметь грамотно оформить эти слова в единую смысловую конструкцию. 

В отсутствии синтаксиса фраза может утратит первоначальный смысл:

облака летят в самолете

А может и может вообще стать набором несвязанных друг с другом слов:

“в самолетный облаком летать”

Приблизительно так говорит человек на иностранном языке, когда только начал его изучать, словарный запас уже имеет, а синтаксис еще не освоил. 

Ритм речи

Ритмом речи называется способность подбирать именно те слова, которые будут гармонично звучать рядом друг с другом. Иногда, в силу неудачного сочетания звуков, грамотно составленная фраза звучит грубо и несуразно. Это и есть нарушение речевого ритма. 

Например, словосочетание “стихотворная форма” лишена ритма по причине близкого расположения схожих по звучанию слогов “твор” и “фор”. Сложно выговаривать и звучит некрасиво. 

Чтобы восстановить ритм в данном случае достаточно использовать синоним. Словосочетание “поэтическая форма” несет тот же смысл, но при этом проще в произношении и звучит красивее изначального варианта. 

Предложение “Мальчик упал, просыпал на пол муку и расплакался” с точки зрения синтаксиса составлено грамотно, но при этом составлено с нарушением  ритма. Причина аналогичная — близкое расположения схожих по звучанию слогов “пал", “пол”, "пла" создает впечатление скороговорки и бессвязного бормотания. 

Попробуем устранить данный недостаток, разделив проблемные слоги дополнительными словами: 

“Мальчик упал и горько расплакался, видя, что мука просыпалась на пол” 

Такое предложение длиннее, но произнести его проще. А еще оно лучше воспринимается на слух поскольку вызывает более живые ассоциации. 

Примером крайнего нарушения ритмичности являются многие научные книги и статьи. Бывает так, что книга написана умным человеком, несет в себе массу ценной информации. Но читать ее очень трудно, а воспринимать на слух попросту невозможно.

Многие научные термины, даже будучи взяты по отдельности, уже лишены ритма, а в сочетании друг с другом, так и вообще сливаются в заумную белиберду. 

На фоне в значительной степени разработанных проблем фонетического и лексико-грамматического аспектов ритмической организации прозаического текста малоизученными остаются прагматический и коммуникативный аспекты ритма, а именно его способность передавать смысл произведения, создавать экспрессивное звучание и воздействовать на адресата. Бойчук, Е. И. Восприятие ритма прозаического текста.

Помимо повторения схожих слогов на ритм речи могут влиять и другие факторы.  Чередование открытых и закрытых, а также ударных и безударных слогов, повторение похожих и одинаковых слов, комбинирование длинных и коротких предложений. Многие аспекты данного вопроса не изучены в должной мере. 

Большинство тех, кто умеет красиво говорить или писать, обладает хорошим чувством языкового ритма, делают это в большей степени интуитивно.

Синтаксис и ритм важнее, дикции и словарного запаса

Словарный запас человека пополняется все его активную жизнь. Дикцию, в отсутствии физиологических патологий, можно улучшить практически в любом возрасте. Но для активного формирования  синтаксиса и ритма имеется свой ограничительный период. 

И синтаксис, и ритмика подчинены сложным речевым правилам. В дошкольном возрасте ребенок усваивает эти правила бессознательно. Для взрослого человека подобное уже не возможно.

Именно по этой причине нам сложно научиться свободно говорить на иностранном языке. Выучить несколько сотен новых слов и освоить азы произношения достаточно просто. Гораздо сложнее научиться грамотно составлять предложения, освоить синтаксис иностранного языка. Освоить ритм иностранного языка во взрослом возрасте практически невозможно. 

Уверен, что существуют примеры людей, которые уже будучи взрослыми, освоили иностранный язык настолько, чтобы изъясняться на нем не только грамотно, но и красиво. Вот только эти примеры будут скорее исключениями. 

По этой причине синтаксис и ритм важно по максимуму развивать, когда они еще не закостенели и активно поддаются развитию. В дошкольном возрасте. И если синтаксис развивать можно прозой, то на ритмическую основу речи лучше всего влиять посредством поэзии. Именно в стихах ритм является важнейшей составляющей и подается в концентрированном виде.  

Что развивают стихи, помимо речи

Стихи могут влиять на многие другие стороны детской личности. Хочу перечислить те из них, которые лично мне кажутся наиболее важными. 

  • Повышение уровня эрудиции. Стихи с богатой информативной составляющей могут расширять детский кругозор, знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями этого мира. 
  • Развитие воображенияВ этом вопросе наиболее эффективны сказочные стихи.
Это знает стар и млад: Жил на горке Мармелад; В мармеладном теремке От реки невдалеке. Как-то утром спозаранку Он катил домой баранку, Ведь была ему нужна Круглобокая жена. Он катил её, катил… И случайно отпустил! И баранка мимо — ух! И с обрыва в реку — плюх! — Ну и ладно-мармеладно! — Подтянул жених штаны. — Ну и ладно-мармеладно, Обойдемся без жены. М. Рупасова
  • Формирование социального интеллекта. Тому, как строить отношения, дошкольник  может учиться не только у своего ближайшего окружения, но и у любимых персонажей. Из стихов ребенок может почерпнуть первые представления о том, как нужно взаимодействовать с людьми в различных жизненных обстоятельствах. 
  • Развитие эмоциональной сферы. Стихи, описывающие эмоциональные переживания героев, дают ребенку возможность отреагировать и лучше понять собственные чувства. 

Волк волчонка учит выть, Чтобы страху наводить, Но не хочет тот учиться, Хочет только веселиться. Говорит волчонок волку: - От вытья – ни капли толку, Твой урок я не пойму, Страх не нужен никому. М. Метелёв

  • Эстетическое воспитание. Умение автора замечать и подчеркивать красоту природы, отношений, человеческого труда и прочих сторон нашей жизни, так или иначе передается маленькому читателю. Посредством хороших стихов у ребенка формируется более тонкое чувство вкуса. 
  • Нравственное воспитание. Талантливый автор может на простых примерах объяснить ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо. Чем отличаются такие похожие понятия, как пошутить и соврать, баловаться и веселиться, жадничать и заботиться о себе. 

Стихи отдельных жанров могут быть подспорьем в воспитании патриотических, а также духовных устремлений ребенка. Что правда качественная гражданская и духовная лирика, поданная в понятном для дошкольника формате, встречается крайне редко. 

Не классикой единой

На полках книжных супермаркетов есть множество сборников для детей разных возрастов. Нередко эти книги имеют богатые переплеты и красивые иллюстрации, но качество содержащихся в них стихов оставляет желать лучшего. 

Есть классика, чье качество проверено временем. Но она далеко не всегда может быть понятна и интересна современному ребенку. 

Стихи Агнии Барто и Корнея Чуковского могут быть тем эталоном поэтической формы и содержания, к которому стоит стремиться современным авторам. Прекрасное чувство рифмы и ритма, а также глубокая педагогическая составляющая. И вместе с тем, у произведений классических авторов есть два существенных недостатка. 

Во-первых, язык классики далеко не всегда понятен не только современному дошкольнику, но и ребенку школьного возраста. Нередко бывает так, что слова и фразеологизмы, которые были понятны каждому ребенку в начале прошлого века, сегодня полностью вышли из употребления. 

Во-вторых, нередко бывает так, что события и проблемы, лежащие в основе классических историй, непонятны и неинтересны современным детям. 

Кошкин дом

Примерно года назад я и моя 3-летняя дочь побывали в кукольном театре. Спектакль “Кошкин дом”, поставленный по одноименной пьесе Самуила Маршака, был великолепен. Удивительная игра актеров, и по настоящему волшебная атмосфера. Дочка была в восторге и после этого множество раз просила маму почитать “Кошкин дом” перед сном и в результате практически выучила пьесу наизусть.

Когда, спустя полгода, я решил разобраться, насколько хорошо дочка понимает произведение, то был весьма удивлен. Оказывается, что понимая суть самой истории, дочка не понимает смысл очень многих устаревших слов и выражений. 

Кот Василий: “Кто там стучится у ворот? Я — кошкин дворник, старый кот!” Котята: “Мы — кошкины племянники!” Кот Василий: “Вот я вам дам на пряники! У нас племянников не счесть, И всем охота пить и есть!” С. Маршак “Кошкин дом”

Приведенный выше фрагмент всегда вызывал у дочки бурную эмоциональную реакцию. Но когда я спросил, что имел в виду Кот Василий, говоря “Дам я Вам на пряники!” дочка ответила, что Кот хотел прогнать деток, но чтобы они не расстраивались, решил угостить пряниками.

Даже после разъяснения родителями, что такое изба или привратник, эти и прочие устаревшие слова не вошли в обиход ребенка, поскольку не имеют активного применения в современном мире. 

Принесло ли пользу ребенку ежедневное чтение пьесы? Несомненно. Как минимум на уровне формирования синтаксиса и ритма, которые у Маршака подаются на высоком уровне. Но вполне возможно, что если бы не спектакль, то бессмертное произведение классика осталось бы для ребенка непонятным и не вызвало бы интереса.

В активном поиске хороших стихов

Сегодня нам очень не хватает современных авторов, умеющих писать так же грамотно и красиво, как это делали классики. Но при этом писать современным языком и об актуальных для современного мира вещах.

Такие авторы существуют, но чтобы их найти приходиться перелопатить целую гору низкосортного рифмоплетства.

Категория: Психология дети | Просмотров: 47 | Добавил: vd7727 | Теги: детей, Личности, дошкольного возраста, Влияние поэзии, на развитие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0