
Гаджеты – это «умные» приспособления для облегчения и усовершенствования нашей жизни. Невозможно представить современный мир без гаджетов, они используются во всех сферах нашей жизни (спорт, медицина, образование). Фитнес-трекеры, смарт-часы, электронные пластыри, квадрокоптеры и множество других изобретений, не говоря уже о привычных нам смартфонах, планшетах и ПК. Этот пост написан и размещен в социальной сети с помощью гаджетов, и чтобы его прочесть, Вам также придется обратиться к своему смартфону. Без сомнений, все мы осознаем пользу технологического прогресса, но есть и обратная сторона. В последнее время количество обращений родителей к психологу по поводу зависимости ребенка от гаджетов стремительно растет. Где же та грань, за которой инструмент превращается в объект зависимости?
Каждый родитель должен осознавать, что гаджеты – это необходимый инструмент для развития коммуникативных и социальных навыков ребенка, реализации его творческого и личностного потенциала, учебных и профессиональных навыков. Современный ребенок должен уметь искать информацию в глобальной сети, совершать покупки, общаться, выстраивать деловые контакты, проявлять навыки самопрезентации и т.д. Но зачастую гаджеты используются ребенком только для развлечений (игры, просмотр развлекательного контента в соц. сетях). Почему так происходит?
С точки зрения психологии уход в зависимость – это результат принимаемого ребенком образа жизни. Образ жизни – это та деятельность и те интересы, которые формирует у человека его среда обитания. Что для ребенка является средой? Конечно же, семья! Именно семья транслирует ребенку образцы поведения в повседневной жизни. Затем школа, компания друзей, но это гораздо позже. Зависимое поведение, хоть и проявляется ярче у подростков, как правило, формируется задолго до этого. Каждый может привести пример (даже из собственного детства) ребят, которые в подростковом возрасте не попали в ловушку зависимости (правда, 20-30 лет назад объекты зависимости были другие – чаще табак, алкоголь и наркотики). Как же они устояли? Секрет прост – в их собственной семье транслировался совершенно иной образ жизни, а детско-родительские отношения были достаточно гармоничными, чтобы подросток не захотел однажды «сбежать» от родителей в дворовую компанию и перенять там «плохой» образ жизни.
Как сформировать у ребенка зависимость от гаджетов? (вредные советы)
- Ранний возраст (1-3 года). Если ребенок просит Вашего внимания и общения (кричит, плачет, капризничает) – давайте ему в руки гаджет! Яркие быстро меняющиеся картинки, веселая музыка, доброжелательные персонажи мультфильмов «успокоят» его моментально, а через несколько лет упорной практики и вовсе заменят ему живое общение с родителями. Главное – использовать этот легкий способ при любых неприятных эмоциях. Мозг ребенка быстро научится: если тебе плохо – незачем просить поддержки, не нужно решать проблему, лучше убежать от реальности в сферу развлечений за новой порцией дофамина! Ведь это так легко! А каким «удобным» становится ребенок для родителей и других взрослых – не мешает, не кричит, не просится на ручки! Правда в будущем его ждут проблемы с самостоятельным преодолением трудностей, решением жизненно важных задач взросления, принятием ответственности за свою жизнь и свое счастье.
- Дошкольный возраст (3-6 лет). Если ребенок постоянно просит Вас поиграть с ним – смело вручайте ему гаджет, только не забудьте установить на него побольше игр! Да, возможно, ребенок станет немного нервным – появятся тики, нарушится сон, он будет чаще уставать, станет вялым и грустным, или наоборот, беспокойным и раздражительным. Зато родителям не нужно напрягаться – придумывать совместные игры и занятия. И ребенку легче – в играх ведь правила не такие строгие, как в жизни, да и самих жизней в игре бесконечное множество – расплата за ошибку невелика! Конечно, ребенку в будущем будет сложно адаптироваться в реальном мире, понимать и соблюдать социальные правила и ограничения, появится агрессия, жестокость, эгоизм в общении со сверстниками. Но это ведь их проблемы, главное – ребенок не мешает родителям!
- Школьный возраст (6-10 лет). Если Вы все сделали «правильно», к этому возрасту у ребенка уже вполне может сформироваться зависимость от гаджетов. Если он не проявляет интереса к учебе, общению со сверстниками (если это не игры с гаджетами), спорту, творчеству и другим занятиям, ему трудно прилагать даже минимальные усилия в выполнении домашних заданий и других поручений, в отсутствие гаджетов он выглядит равнодушным, отстраненным, вялым и апатичным, а единственное, что приносит радость – это время, проведенное с телефоном, то Вы у цели! Ваш ребенок уже зависим. Чтобы усилить эффект, можно давать ребенку гаджеты всякий раз, когда у него что-то не получается (в выполнении уроков, помощи по дому, освоении какого-то навыка). Так ребенок вырастет пассивным, бездеятельным, ленивым, с ним будет неинтересно общаться сверстникам, он будет неуспешен во всех сферах, где необходимо прилагать хоть какие-то усилия.
- Подростковый возраст (10-15 лет). Здесь зависимое поведение расцветает «во всей красе». Гаджеты занимают теперь и сферу общения. Поэтому если подростку трудно выстраивать отношения со сверстниками, проявлять себя во внешнем социальном мире – Вы уже знаете «отличный» способ ухода от реальности в иллюзорный мир развлечений! Да, скорее всего подросток не сможет в будущем создать семью, освоить профессию, не сможет полноценно реализовать себя в реальной взрослой жизни. Теперь он – инвалид и теперь это – Ваша проблема.
Эта страшная, но в то же время реальная для многих семей история о формировании зависимости. Однако, никогда не поздно остановиться и осознать – что происходит с ребенком и какой вклад в это вносите Вы как родитель. Проверьте себя по каждому вредному совету – насколько часто Вы им следуете? Будьте честны перед собой. Задайте себе ряд вопросов:
- Как часто Вы проводите время всей семьей без гаджетов (отдых на природе, совместные подвижные и настольные игры, чтение книг и беседы по душам)?
- Как часто ребенок видит Вас с гаджетами в руках?
- Вы сами используете гаджеты как рабочий инструмент или как средство для развлечений?
- Какие интересы, увлечения, хобби есть лично у Вас? Сколько времени Вы им уделяете и приобщаете ли к ним ребенка?
- Совмещаете ли Вы повседневные дела и заботы с использованием гаджетов? Например, просматриваете ли контент во время приема пищи, или общаетесь в соц. сетях во время игры с ребенком, а может, играете в игру на смартфоне, пока ребенок рассказывает Вам выученный урок?
Ответы на эти вопросы покажут Вам – какой образ жизни Вы транслируете ребенку в семье. Именно этот образ жизни формирует личность ребенка, его физическое и психическое здоровье, его кругозор и широту интересов, его компетентность и успешность в реальном, а не иллюзорном мире. Одна из главных задач осознанного родительства – организовать в семье здоровый, свободный от зависимости образ жизни.
Для профилактики формирования у ребенка зависимости от гаджетов старайтесь выполнять следующие рекомендации:
- Используйте гаджеты только как рабочий инструмент. Соответственно, знакомить ребенка с гаджетами становится необходимостью только в преддверии школьного возраста. Однако, уже в дошкольном возрасте ребенок может учиться использовать отдельные функции гаджетов (камеру, секундомер, калькулятор и пр.), желательно, в контексте сюжетно-ролевой игры (например, играя в «Магазин», в роли продавца посчитать сумму покупки на калькуляторе, или засечь время для показа в игре «Крокодил», или в роли юного натуралиста организовать съемку интересных животных или растений). Помогайте ребенку осваивать новый инструмент, но используйте его дозированно.
- Если ребенку скучно – предлагайте сделать что-то интересное вместе (любое совместное творчество, чтение, игры, прогулки, спорт, походы, готовка, ремонт, любая работа по дому и т.д.). Если в данный момент Вы не можете уделить ему время, договоритесь о времени, к которому Вы освободитесь. А пока ребенок ждет Вас – предложите на выбор несколько интересных занятий (чтение, рисование, конструирование, лепка и др., а также любая посильная помощь по дому).
- Ограничьте время использования гаджетов для развлечений. Младшим школьникам — не давать телефон больше чем на час в день, для старших школьников — время может дойти до 2 часов. Желательно разбивать это время (например, полчаса после школы и полчаса после выполнения уроков).
- Договоритесь о «свободных зонах». Например, каждый может пользоваться телефоном в своей комнате, но на кухне никто с гаджетами не сидит. Возьмите за правило не совмещать гаджеты с другими повседневными делами (прием пищи, уборка, гигиенические процедуры), ограничьте зону их влияния. Главное, соблюдайте эти правила сами.
- Старайтесь все доказывать своим примером. Если ребенку нельзя сидеть в телефоне, не садитесь при нем играть в «Веселую ферму». Вы — главный пример для детей.
- Не будьте слишком строги к смартфонам. Есть множество полезных приложений, которыми ребенок может пользоваться для самообразования и обучения.
И помните, что гаджеты – это необходимый ребенку инструмент для жизни, а ее наполненность и содержание создается теплотой и радостью от живого общения и совместной деятельности в семейном кругу.
Если Вы наблюдаете симптомы зависимого поведения у ребенка, желательно обратиться за консультацией к психологу.
|