
Про детские травмы во взрослом возрасте.
Психологическая травма, или психическая травма, — вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику. Психологическая травма часто бывает связана с физической травмой, угрожающей жизни либо нарушающей ощущение безопасности.
Психологи часто используют фразу дедушки Фрейда: " Все проблемы родом из детства".
Почему?
Детская психика более чувствительна и не настолько устойчива как взрослая. И поэтому гораздо больше событий может восприниматься как травматические. Так же у детей нет достаточного количества опыта, чтобы справится с той или иной ситуацией. Или же банально - нет столько сил для ответа.
Наиболее очевидные события, которые в большинстве своем травмирующие для ребенка:
- домашние насилие (даже там, где ребенок просто свидетель)
- военные действия, смерть на глазах у ребенка
- сексуальное насилие
- ситуации, где ребенка отвергают, унижают, оскорбляют
- холодность и равнодушие к ребенку со стороны родителей (в большей степени со стороны матери). З. Фрейд называет это "травма брошенности".
Что происходит?
На травмирующие событие всегда есть ответная реакция. Но вот какая она?
Это может быть - крик, ругань, агрессивные действия, плач, обида, молчание...
Почему событие становится травмирующим?
Поступки и действия других людей по отношению к нам могут быть абсолютно разными. Но почему одно оскорбление воспринимается как текущая ситуация, а другое - как травмирующее событие?
На это влияет много факторов - мой опыт, социальный контекст (было это только со мной или это видела толпа), конечно же само событие, но одно из самых важных условий - это моя возможность и способность ответить, дать сдачи (и не обязательно силой, агрессией). Когда я могу, к примеру, ударить в ответ, то большая вероятность того, что эта ситуация не будет такой травмирующей для меня. Это грубый пример, но все же. Психологи называют это отреагированием эмоций.
Что происходит когда я не могу это сделать? Включаются механизмы защиты психики. Они есть у каждого человека.
На простом примере - когда мы чувствуем попадание мусора в глаз, мы начинаем моргать, наши веки защищают глазное яблоко от ненужного. Так же и нашу психику защищают механизмы защиты. Происходит это тогда, когда психика не может справиться (ситуация не по возрасту, нет опыта, или событие само по себе травмирующие). Тем самым, блокируя проживание этой ситуации до конца и способствуя сдерживанию реакции.
Что потом?
Это запечатлевается в опыте (чаще человек это не осознает) как то, что я никогда не смогу с этим справиться, а значит я буду избегать этого. Чем сопровождается - боль, обида, злость, страх, трудность в построении взаимоотношений, психосоматические проявления.
Допустим - если меня в детстве публично унизили и оскорбили, то я буду бояться попадать в компании, идти с кем-то на контакт, открываться людям.
Что делать?
Для начала понять - что это поправимо. С этим можно и нужно работать. И идти к психологу для проработки детских травм. В психологическом арсенале есть специальные методы и техники работы, применение которых возможно только профессионалом.
Нам часто не хватает волшебной палочки - увы и ах.
Хочется раскрыть ещё один маленький аспект касательно этой темы.
Звучит так - что я, как мама (папа), могу сделать, чтоб не травмировать ребенка своими действиями или бездействием?
Быть чуткой и внимательной к потребностям и особенностям своего ребенка. Чаще давать ему возможность не накапливать чувства и эмоции, а учится проявлять их. Создать доверительную атмосферу. Понимать, что я не только родитель, который учит (хотя воспитательную функцию никто не отменял), а ещё и близкий человек, который может поддержать и ободрить.
Проводить с ребенком больше времени с учётом его возраста.
Показать ребенку, на своем примере, как можно справиться с неприятной ситуацией. (И помните - тут что посеешь, то и пожнёшь)
И самое главное - быть счастливым родителем! Ни что не может быть лучше для ребенка, чем счастливый и адекватный родитель!
|