Пятница, 20.06.2025, 02:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Все о психологии и философии

Блог


16:30
Про начальников.

Сегодня я подумала о том, насколько мы могли бы жить лучше (спокойнее, увереннее, организованнее), будь у нас жесткий профессиональный отбор на должность начальников любого уровня. Мечты-мечты) 

Я слушаю истории клиентов об их взаимодействии с «начальниками». В данном контексте мне хочется поставить это слово в кавычки, потому что те, о ком мне рассказывают, являются начальниками только номинально. На деле же, именно они являют собой препятствия для хорошей, качественной работы своих подчиненных.

Они орут, делают вид, что не замечают тебя, не отвечают на вопросы, не могут четко поставить задачи, расставить приоритеты, проконтролировать выполнение.

От их действий у подчиненных образуется четкое ощущение, что они (подчиненные) тупые, некомпетентные, недостаточно старательные. Особенно это качается молодых сотрудников: тех, кто только начинает профессиональную деятельность. Люди фрустрируются, впадают в самоуничижение, находятся в постоянном страхе совершить ошибку.

Мне хочется, чтобы люди научились видеть, где начальники мастерски перекладывают свои функции на подчиненных. Не умея быть хорошими начальниками, они в своих огрехах винят тех, кто под ними.

Это очень похоже на взаимодействие некомпетентного родителя с ребенком. Например, ребенок в 3 года не может завязать шнурки. Родитель орет, что руки растут у него не из того места. Ребенок в это начинает верить, потому что других данных у него нет. В итоге вина на ребенке, а родитель «молодец». А ведь это неправда. Здесь все с точностью до наоборот: с ребенком все в порядке, а родитель по всем статьям неправ. Потому что: 1. Ребенок в три года и не должен уметь завязывать шнурки, 2. Это задача родителя научить его этому, 3. Учить нужно терпеливо, зная, что получится далеко не сразу, 4. В процессе учебы ребенка следует поощрять…

По сути, если родитель всего этого не делает, то он свою ответственность быть компетентным родителем перекладывает на ребенка.

Люди, чувствующие себя бесконечно виноватыми, даже не догадываются, что несут на себе горы того, что должен был взять на себя родитель.

Та же история с некомпетентными начальниками.

Когда начальник фыркает в лицо молодому специалисту: «Я что должен вас учить? Какой же вы специалист, если не можете совершить элементарные действия?», - он по всем статьям не прав. Молодой специалист подкован всего лишь в теории, а стать профессионалом он может только в практике, с которой он чаще всего не сталкивался. Именно начальник должен его поддержать и обучить. Но ему не хочется брать эту ответственность на себя. Легче напугать и отвязаться – пусть сам плюхается.

Когда начальник перегружает подчиненного задачами, не соотнося  их количество с возможностями человека, а затем требует исполнения, он пытается свое нежелание или неумение планировать переложить на сотрудника. Иногда это про его страх перед своим начальником: желание выслужиться, не получить критику в свой адрес.

Когда начальник не дает разумно возразить, крича: «Я здесь начальник, а вам слова не давали. Мне плевать на то, что ты думаешь», это означает его неумение коммуницировать, страх перед тем, что подчиненный может оказаться прав и тогда начальник почувствует себя униженным.

Когда начальник орет, чаще всего это говорит о его слабой внутренней позиции, не способности справляться со своими эмоциями. Хорошему начальнику незачем орать: люди видят его силу и соглашаются с ней.

Конечно, не всегда в этих случаях, ответственность или вина лежат только на начальнике. Но подчиненный должен уметь отличить свою ответственность от возможной некомпетентности начальника. Раз человек занимает высокий пост, он должен уметь уважать сотрудников, грамотно их направлять: ставить четкие и выполнимые задачи, уметь поощрять, иметь сильную лидерскую позицию, помнить о том, что все мы люди, а значит, можем допускать ошибки и имеем переживания. Грамотный начальник видит в подчиненных их уникальные особенности и дает возможность на них опереться. Помогает развиваться. Заботится об атмосфере в команде, но при этом не играет в демократию, иначе люди пойдут кто в лес, кто по дрова. Должность начальника, правда, очень похожа  на роль Достаточно хорошего родителя.

Быть профессиональным начальником – не то же самое, что надеть на себя корону. Это очень трудно и ответственно. Именно поэтому на этих постах должны быть сильные личности, которые не перекладывать свою ответственность на подчиненных, а несут ее сами.

Может быть, зная об этом, подчиненные смогут отстоять свои границы. Или найдут работу, где их будут уважать.

Категория: Психология | Просмотров: 51 | Добавил: vd7727 | Теги: Про начальников. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0